Что первично: знания или умения их применять? Похоже, что знания, но победителями будут те, кто умеет их применять.

Заслуженный профессор университета Южной Каролины, США Лорин Андерсон выступил с лекцией "Измеряют ли международные тесты то, что мы думаем, они тестируют?". Выступление прошло в рамках Дней Международной академии образования в Москве. 




Основные тезисы лекции от научного сотрудника Инобра Татьяны Хавенсон:

С приходом международных сравнительных исследований и их возрастающим влиянием на образовательную политику, все чаще встаёт вопрос, что буквально измеряют тесты в этих исследованиях.

Создатели тестов прикладывают громадные усилия, чтобы тесты измеряли действительно то, что заявлено с содержательной, психометрической и статистической точек зрения.

PISA и TIMSS, следуя классификации Блума, приписывают задачам определенные когнитивные процессы, которые должны быть задействованы для решения заданий теста: знание, понимание/простое получение информации, интерпретация, применение знаний или анализ.

Представленное исследование наглядно показало, что школьники находят больше путей для решения заданий и поиска ответов на вопросы, чем заложено разработчиками.

Выводы исследования ставят, в том числе, вопрос о том, что первично – знания или умения их применять. Ответ – похоже, что знания, но победителями будут те, кто умеет их применять. Умея только размышлять без знаний, далеко не уедешь. Зная, но не умея размышлять или применять эти знания, уедешь дальше, но до финиша не доедешь. Победителями будут те, кто умеют и то, и другое.

А вот поиск баланса это задача для образовательной политики. И с точки зрения того, что измерять и чему учить - правильные когнитивные процессы или правильные знания. И с точки зрения того, как использовать результаты и международных, и национальных исследований в образовании.