Школа должна учить реальной жизни, но мешают стандарты

Потенциал системы образования и школы, в частности, при формировании грамотности в вопросах здоровья – велик. Освещение этой темы может быть включено в учебную программу в рамках биологии и ОБЖ или преподаваться отдельным предметом. О возможностях и ограничениях школы в этом вопросе – на вторничном семинаре.

Школа должна учить реальной жизни, но мешают стандарты

Представить весь спектр вызовов в области инфекционных заболеваний и заведомо заложить сведения о всех инфекциях в школьную программу, в том числе, о тех, с которыми люди массово еще не встречались – сомнительная задача. Универсальными являются фундаментальные знания. Однако сейчас всеобщее внимание к инфекционным заболеваниям и их природе можно использовать, чтобы актуализировать биологическое знание. 

Георгий Иосифович Гительзон
Кандидат биологических наук, заведующий Учебным центром молекулярной биологии Института белка РАН

Следование принципам здорового образа жизни является наиболее эффективной профилактикой от инфекционных заболеваний, которую может позволить себе каждый. Изучение здорового образа жизни в нормативных документах не относится к одному конкретному предмету, но упоминается в описании портрета выпускника школы и личностных результатах ученика. 

На сегодняшний день МЭШ предлагает самый разный образовательный контент по теме здорового образа жизни: от отдельных текстов, видео и изображений до готовых сценариев уроков, учебных пособий, тестовых заданий. Городским методическим центром Департамента образования и науки Москвы был разработан ресурс о здоровом и безопасном образе жизни «Жизнь без опасности», который имеет подраздел «Профилактика инфекционных заболеваний». Материалы могут быть использованы не только учителями биологии и ОБЖ, но и социальными педагогами, классными руководителями, родителями и самостоятельно детьми. Например, в разделе «Один дома» собраны рекомендации специалистов по организации рабочего места в домашних условиях, рекомендуемые нормы работы за компьютером, материалы по правильному питанию и физической активности, а также памятки личной гигиены. 

Светлана Игоревна Герасимова
Кандидат медицинских наук, методист Городского методического центра ДОНМ

Задача учебников – отразить существующие требования ФГОС, поэтому издатели при создании учебной литературы жестко ограничены нормативными документами и не могут позволить себе «вольностей», но привлечение к работе новых авторов позволяет отражать более актуальные и востребованные знания. 

Зоя Георгиевна Гапонюк
Кандидат педагогических наук, заведующая редакцией биологии и естествознания, АО «Издательство «Просвещение»

Одна из возможных проблем повышения грамотности здоровья в школе – согласованность учебных программ ОБЖ и биологии. В настоящее время школы самостоятельно решают, в каких классах и какое количество часов отводится на изучение того или иного предмета. Важно, чтобы методическое объединение учителей разных предметов взаимодействовали между собой при составлении учебного плана. Так, например, целесообразно было бы проходить инфекционные болезни на уроках ОБЖ после изучения микроорганизмов на биологии. 

 

Светлана Игоревна Герасимова
кандидат медицинских наук, методист Городского методического центра ДОНМ

В учебном плане ОБЖ может быть на любой параллели основного общего образования, а биология изучает здоровье человека только в 8-м или 9-м классе, и выбора никакого нет, потому что такова логика изложения предмета. 

Галина Петровна Кулягина
Методист Института содержания, методов и технологии образования МГПУ

В школьном курсе биологии изучается строение и жизнедеятельность множества организмов, меры профилактики возможных заболеваний. Но пандемия показала, что недостаточно только получить знания, важно развивать умение школьников справляться с проблемами на практике. Самое главное – показать школьникам, что для принятия решений нужно владеть достоверной информацией. Биология вносит существенный вклад в экосистему познавательной модели и ее перенос на возникающие вызовы, но формируется такая модель только во взаимодействии ряда школьных предметов. Важна роль учителя, который не замыкается в учебной программе и учебниках, а использует актуальную обновляющуюся информацию для того, чтобы говорить с учениками о современных проблемах. Школа должна быть симуляцией реальной жизни.

У учителя во время пандемии, с одной стороны, есть важное биологическое событие, которое можно использовать для обучения детей, с другой – изначально написанная программа, которой нужно следовать, потому что в будущем по ней будут проводиться проверочные работы, экзамены.

Антон Михайлович Захаров
Учитель биологии, школа «Летово»

Несмотря на то, что учебная программа и школьные учебники действительно содержат знания, необходимые при столкновении с инфекционным заболеванием; часов, которые отведены на изучение этой темы, – недостаточно. Кроме того, учителям должно хватать смелости и компетенций для того, чтобы следовать школьной программе, но при этом использовать актуальные жизненные ситуации в качестве примеров. 

Когда человек сталкивается с жизненными ситуациями, он может посмотреть в учебник, но включить голову, если такой привычки не сформировала школа, он не сможет. Поэтому так важно развивать в детях осмысленность того, что они изучают на уроках.

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

Файл:YouTube full-color icon (2017).svg — Википедия Смотреть запись вебинара