• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Школа не готова к вирусу

COVID-19 стал неприятным сюрпризом для всего человечества — и поводом взглянуть критически на учебную программу. Могла ли школа сделать так, чтобы ее выпускники встретили эпидемию более подготовленными? И может ли подготовить к будущим событиями такого плана? Не обязательно к пандемии такого масштаба: из-за плотности населения в мегаполисах «гуляет» масса вирусов, начиная с обычного гриппа, и прочих возбудителей заболеваний. Эксперты Инобра изучили с этой точки зрения учебные программы и учебники по биологии и ОБЖ, сопоставили с иностранными аналогами. Выяснилось, что в российской школе критически мало сообщают о вирусах, о том, как они живут в экосистемах, и уж тем более — как уберечься от инфекционных болезней, вызванных вирусами.  

Школа не готова к вирусу

В западных образовательных программах грамотность в области здоровья признается такой же важной, как умение читать и считать. Ее развивают в практическом ключе: в учебниках можно встретить советы, как уберечься от тех или иных болезней, как лечиться и какой образ жизни вести. Российские программы и учебники предлагают очень отрывочные сведения и не формируют целостной «картины мира»: в них ничего не сказано, например, о гепатитах и ротавирусах, лишь вскользь упоминается бешенство и энцефалит. Нет системно выстроенной информации, которая помогла бы ученику защититься хотя бы от сезонной простуды.

«При изучении учебников ОБЖ может сложиться впечатление, что организм человека так или иначе восприимчив ко всем инфекциям, а учебников биологии — что он ко всем устойчив, при условии соблюдения всех мер по сохранению здоровья. Таким образом, налицо несогласованность учебного материала двух довольно тесно взаимосвязанных предметов», – замечают научные сотрудники Лаборатории проектирования содержания образования ВШЭ.

То, как в учебниках сообщают о некоторых лекарствах и способах лечения, встревожило экспертов. Они предупреждают, что это «не сопровождается информацией о побочных действиях, и даже о том, что побочные эффекты в принципе возможны. Это может провоцировать стремление к самолечению сильнодействующими препаратами и самостоятельной диагностике». По этой причине предлагают исключить упоминание иммуномодулирующих препаратов как способа повышения устойчивости к инфекционным заболеваниям.

Завершается исследование списком из 19 вопросов для уроков биологии и 9 для ОБЖ: эксперты предлагают авторам учебников включить их в свои разработки, также этот список могут использовать учителя.

Монография Марии Козловой, Елены Чернобай, Михаила Гасинеца и Олега Федорова «Как сократить риски эпидемий, или чем Health Literacy может помочь в решении этой проблемы?» вышла в серии «Современная аналитика образования». Прочитать ее можноздесь