4К-инструкция для школьного урока

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление: о 4К-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Тем временем требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран. Учителя спрашивают: что это и как этому учить?

Ответ в книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник». В нее вошли практические советы и методики, систематизированные сотрудниками Инобра ВШЭ Мариной Пинской и Александрой Михайловой.

Пособие содержит простые и ясные объяснения каждого из «К» и рассказывает, как его распознать в учениках. Авторы дают рекомендации о разработке урока, помогают составить задания, которые делают «видимыми» навыки учеников. Объясняют, как привлечь класс к поиску собственных заданий, использовать целый комплекс педагогических приемов – от игры до дискуссии. Банк сценариев «4К-уроков» уже существует, один из них приводится в книге целиком в качестве примера.

Оценке успешности занятий посвящен отдельный раздел. Учителя получают таблицы, по которым удобно следить: насколько развиты навыки в школьниках, виден ли прогресс. По «листам наблюдений» педагог отмечает, как ученик задает вопросы, в чем сомневается, какие альтернативные идеи предлагает.  Есть анкеты и для самооценки учеников.

Учителя могут объединяться в группы, чтобы исследовать уроки друг друга, в помощь методистам — пошаговые инструкции. Авторы книги советуют директорам школ помочь таким объединениям: выделять время, учитывать результаты при аттестации.

Предложенные подходы опираются на мировой опыт — авторы ссылаются на исследования в 152-ух странах. Описанные в книге методы опробованы в отечественных школах. Тем не менее, большинству школ России они все еще мало знакомы. Внедрение таких уроков требует времени и смелости, признают авторы книги, однако все затраты окупятся интересом и активностью учеников на уроке.

Читать книгу