Разрыв коммуникации
Дистант показал, что отношения учителя и ученика слишком формальны. Например, в классе чаще всего не принято перебить учителя уточняющим вопросом или высказать суждение. В онлайне это стало тем более трудно, а часто и вовсе невозможно, когда детям отключали микрофоны. «Принятая в школе система взаимоотношений оказалась непереводимой на онлайн-язык. Произошел разрыв в цепочке взаимодействия «учитель – ученик. Участники опроса рассказывали, каким стрессом для них стал такой разрыв», – сказано в докладе. Имеются в виду ситуации, когда, например, школьник сдал работу и ждет какой-либо обратной связи, а учитель молчит.
Более того, и представления школы о детях оказались не вполне современными. Авторы на основе интервью с семьями заключают, что «пространство агентности учеников и их родителей гораздо шире, чем им предлагает школа». Агентностью современная социальная наука называет способность человека делать выбор и принимать решения. «Дети поменялись – стали гораздо более самостоятельными, а школа не заметила этого. Оказалось, что дети решают совместно с родителями вопросы, касающиеся их образовательной и карьерной траектории. Вместе обсуждают выбор колледжа и будущей профессии. Мнение ребенка в ходе таких обсуждений имеет отнюдь не номинальное значение», – пишут исследователи. Они говорят о «новой» и «старой» культурных рамках, связанных с отстаиванием человеком своих прав. «Новая» сложилась в семье, «старая» остается в школе, и когда дистант перемешал эти пространства, различия стали особенно заметны.
Что касается учебников, то их системные проблемы проявились, когда детям пришлось читать самостоятельно, без объяснений и дискуссий в классе. Трудности порождали даже мелочи – например, то, что тексты перенасыщены лишними деталями («Житель Генуи Христофор Колумб»), а там, где нужны уточнения, их нет. Отчуждение читателя вызывает и сама форма подачи – в учебниках слишком много пассивных и обезличенных конструкций. Минимум открытых вопросов, которые заставляют задуматься, и максимум готовых интерпретаций.
Доклад Марии Добряковой и Олеси Юрченко можно прочитать здесь.
Карроль (Добрякова) Мария Сергеевна
Лаборатория проектирования содержания образования: Главный эксперт
Юрченко Олеся Викторовна
Институт образования: Аналитик