• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Институт образования ВШЭ делает ставку на сетевые магистерские программы

Институт образования ВШЭ делает ставку на сетевые магистерские программы

© iStock

В новом учебном году при участии ВШЭ запущены две сетевые магистерские программы. Первая реализуется Псковским госуниверситетом при методической и содержательной поддержке Института образования, ее студенты — будущие учителя школ Псковской области. Вторая программа — совместный проект Института образования и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», здесь учатся действующие учителя из разных регионов, использующие в своей работе цифровую платформу для школы «СберКласс».

Москва — Псков

Очная магистерская программа, открывшаяся в Псковском университете, — «Педагогическая деятельность в условиях изменений»; ее сетевой партнер в Вышке — «Педагогическое образование». На обеих программах студенты составляют междисциплинарную группу — преподают разные школьные предметы. Они вместе осваивают инновационные технологии в образовании и проводят исследования.

По сути программа «Педагогическое образование» является моделью для построения системы подготовки и переподготовки учителей на магистерском уровне в классическом университете. Псковский университет взял на себя смелость адаптировать эту модель в условиях Северо-Западного региона. Освоение модели предполагает не только обучение студентов с участием коллег из ВШЭ, но и совместную разработку программы, методические семинары, мастерские и повышение квалификации.

Основные дисциплины, которые предстоит изучить псковским студентам, — «Лучшие практики общего образования в России и за рубежом», «Педагогический дизайн», «Возрастная психология и развитие человека», «Индивидуальные образовательные траектории», «Практическая педагогика».

Мария Лытаева, доцент Института образования ВШЭ

Мария Лытаева, доцент Института образования ВШЭ

Благодаря магистерской программе «Педагогическая деятельность в условиях изменений» школы Псковской области вскоре получат новых учителей, которые владеют всеми современными подходами и методиками, по-другому видят учебный процесс, способны его менять и взаимодействовать с учениками более эффективно. Выпускники программы смогут гибко реагировать на постоянные изменения, внедрять инновации, учить детей и учиться вместе с ними.

Надеюсь, наше сотрудничество продолжится, в том числе в части развития образования в Псковской области, а новые подходы к подготовке магистров будут распространяться и в других региональных университетах.

Галина Маслова, доцент Псковского государственного университета, соруководитель магистерской программы «Педагогическая деятельность в условиях изменений»

Галина Маслова, доцент Псковского государственного университета, соруководитель магистерской программы «Педагогическая деятельность в условиях изменений»

Педагогическое образование — это сфера деятельности, которая постоянно реформируется, а учитель — профессия, требования к которой неуклонно растут. С учетом происходящих изменений он должен уметь не только эффективно помогать каждому ученику выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, но и одновременно развиваться сам. Эти и другие компетенции мы начинаем формировать у студентов новой магистерской программы, стартовавшей в этом учебном году.

Программа реализуется совместно с НИУ ВШЭ — передовым университетом, где работают научно-педагогические кадры высочайшего уровня. Мы надеемся, что сотрудничество обогатит преподавателей нашего университета новыми смыслами, а студенты образовательной программы познакомятся с передовыми практиками и приобретут незаменимый опыт общения с лучшими педагогами страны.

ВШЭ — Сбер

Еще одна новая сетевая магистерская программа разработана совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Она реализуется очно и в то же время полностью онлайн, в ее основе — также модель программы «Педагогическое образование».

К учебе приступили 44 действующих учителя из разных регионов страны, которые работают на цифровой платформе для школы «СберКласс» и развивают персонализированное обучение. Единая исследовательская повестка и единая рамка проведения практики на платформе «СберКласс» сформированы Институтом образования совместно с Московским городским педагогическим университетом и СПбГУ.

Для студентов спроектирована специальная траектория программы «Педагогическое образование» с учетом того, что они являются опытными учителями. Все дисциплины ориентированы на то, чтобы заложить теоретическую основу персонализированного обучения и научить использовать современные образовательные технологии для его реализации на практике. Много внимания уделяется подготовке учителей как исследователей, обмену опытом.

Основной принцип этой программы заключается в том, что эффективное обучение лучше всего удается организовать в той же среде, в которой слушатель работает. В программе много инноваций. В частности, впервые подготовка выпускных квалификационных работ планируется в парах и группах.

Мария Лытаева, доцент Института образования ВШЭ

Платформа «СберКласс» неуклонно набирает популярность, предоставляя большие возможности для персонализированного обучения. Цель сетевой магистерской программы заключается не только в повышении профессионального уровня действующих педагогов, но и в том, чтобы через исследования в рамках программы улучшалась и совершенствовалась сама платформа и, безусловно, чтобы наши выпускники мультиплицировали свой опыт работы на платформе и распространяли лучшие практики.

Благодаря программе будет формироваться сообщество учителей, которые умеют не только внедрять образовательные инновации, но и рефлексировать их, видеть проблемы, формулировать исследовательские вопросы и сознательно подходить к оцениванию эффектов своей деятельности.

Татьяна Хавенсон, директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ

Татьяна Хавенсон, директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ

Стратегия развития Института образования ВШЭ предусматривает диверсификацию магистерского обучения. С одной стороны, мы продолжаем готовить кадры по семи очным и очно-заочным магистерским программам, с другой — начинаем создавать сетевые разновидности этих программ вместе с корпорациями и другими университетами. Институт открыт к сотрудничеству, и число сетевых магистратур будет расти.

Кроме того, мы делаем ставку на развитие разных форм обучения, предлагая разным аудиториям слушателей целевые треки. Это могут быть программы дополнительного образования, отдельные онлайн-курсы, наборы курсов, завершающиеся получением микростепеней, и так далее. Такой подход позволяет усилить индивидуализацию обучения, обеспечить гибкость в получении образования и расширить потенциальную аудиторию наших программ.