Как развить критическое мышление и креативность? Специальная сессия «Универсальные компетенции как ядро человеческого потенциала: формирование и оценивание»

5 апреля 2022 года на XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялась специальная сессия НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» «Универсальные компетенции как ядро человеческого потенциала: формирование и оценивание». Мероприятие было организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

                

Специальная сессия «Универсальные компетенции как ядро человеческого потенциала: формирование и оценивание»

Открыл сессию заведующий лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ Тарас Пащенко. Он выступил с докладом «Развитие критического мышления взрослых через структурированное решение задач», в котором представил результаты эмпирического исследования, направленного на изучение влияния онлайн-курса на успеваемость учащихся и на развитие у них критического мышления. Предложенный курс состоял из четырех модулей и включал в себя интерактивный онлайн-учебник с упражнениями и около 40 часов онлайн-семинаров. Каждый модуль был направлен на развитие навыков и диспозиций, необходимых для структурированного решения проблем (определение проблемы, генерация возможных решений, выбор наилучшего решения и презентация выбранного решения). Предварительные результаты показали, что большинство студентов повысили свои результаты после окончания курса, — участники исследования сдавали тесты до начала обучения и после него. Тарас Пащенко отметил, что онлайн-обучение взрослого населения должно состоять как из синхронного, так и из асинхронного обучения, так как именно такая модель обучения дает возможность более эффективно достигать образовательных результатов, в том числе для развития критического мышления.

Доктор экспериментальной психологии и когнитивных наук, доцент Департамента психологии НИУ ВШЭ Анатолий Хархурин выступил с докладом «Развитие креативного потенциала учащихся в контексте языковых практик и кросс-культурной коммуникации». Автор представил теоретическую рамку полилингвальной креативности, которая была создана для проведения эмпирических исследований связи между полилингвизмом/поликультурализмом и креативностью. Он рассмотрел структуру, в которой многоязычные и творческие практики изучаются с точки зрения человека, занимающегося этими практиками, социокультурного контекста, в котором эти практики происходят, мотивационных механизмов, запускающих эти практики, и образовательной среды, стимулирующей эти практики. Также спикер отметил ряд различных личностных черт, оказывающих наибольшее влияние на повышение креативности в многокультурной парадигме: мультикультурный опыт, межкультурная компетенция, дивергентное мышление, творческая мотивация, решение сложных задач и отсутствие мотива избегания неудач, экстраверсия, высокая заинтересованность и мотивация. Анатолий Хархурин подтвердил тезис о том, что изучение и активное использование нескольких иностранных языков и кросс-культурная коммуникация развивают творческий потенциал учащихся, а также расширяют их когнитивные способности. Доклад завершился обсуждением применения парадигмы Полилингвальной Креативности в образовании, которая представляет собой единую модель обучения, сочетающую в школьной программе изучение языков, культурную осведомленность и инструкции по развитию творческого потенциала обучающихся.

В продолжение дискуссии профессор психологии Лаборатории профессиональной адаптации парижского Университета Декарта Тодд Любарт представил свой доклад на тему «Оценка креативности: история и актуальные практики». Слушатели познакомились с различными инструментами для оценки творческого потенциала и творческих успехов обучающихся. Среди традиционных инструментов оценки креативности автор доклада рассмотрел европейские кейсы и инструменты. Кроме того, спикер поделился последними трендами в области оценивания креативности. Так, например, он рассказал об инструменте EPoC, который включает в себя задания для измерения дивергентно-исследовательского мышления детей и подростков — их способности предложить множество оригинальных идей и обобщений на основе творческого синтеза разрозненных элементов. Автор подтвердил тезис о том, что креативность как универсальную компетенцию можно оценивать различными тестами, которые позволяют выявить высокий творческий потенциал или творческую одаренность обучающихся.

Участники сессии обсудили не только теоретические основания развития универсальных компетентностей, но и условия для их развития и способы их оценивания среди разных групп обучающихся.