Больше не враг: учителя меняют отношение к мобильнику на уроке

«Нет, на уроке однозначно никаких телефонов». Это ответ педагога в интервью перед началом исследования, которое провели Александра Михайлова (Лаборатория проектирования содержания образования Инобра) и Марина Пинская (МГИМО). Он же после исследования: «У меня теперь какое-то двоякое отношение к этому. С одной стороны, я вижу, что детям интересно, что, действительно, мы можем там больше информации получить и поработать. С другой стороны, все еще “кошки скребут”, как же так — телефон на уроке. Но радует то, что дети не просто там сидят. Здесь они были увлечены именно заданием».

Больше не враг: учителя меняют отношение к мобильнику на уроке

© AI

Примерно так же поменялось мнение большинства из тех, кто принял участие в интервенции — эксперименте, в ходе которого 18 учителей в течение полугода вели уроки так, как посоветовали исследователи. Это были уроки, формирующие критическое и креативное мышление (2К), условием которых было использование учениками ИКТ-инструментов — как правило, приложений в мобильниках, планшетах, ноутбуках. Помимо традиционного поиска в интернете, учителя выбирали такие программы, как Tricider, Mentimetr, Kahoot, Nearpod, Timeline, Canva.  

«В массовой школе как в России, так и за рубежом распространено негативное отношение учителей к использованию мобильных устройств на уроке… Ноутбуки, планшеты, смартфоны рассматриваются скорее как препятствие, нежели средство обучения», — констатируют авторы статьи. По результатам исследования они увидели смену позиции учителя, вызванную, главным образом, тем, насколько изменилась вовлеченность детей: «Им очень понравилось [пользоваться сервисом], они потом все время спрашивали. Я им говорю: “Давайте хотя бы через день?”... Для меня самым важным было то, когда дети сказали, что полюбили школу». 

Интервенция показала, что фокус урока смещается с действий учителя на активные формы работы учеников — педагог переходит в позицию скорее наблюдателя, дающего возможность проявить себя. Также учителя оценили «цифру» как средство сбора обратной связи. 

Впрочем, это не значит, что такой подход универсален для всех педагогов. Авторы особо отмечают, что для этого нужна исследовательская позиция учителя.

Подробнее