Сочетание моделей и подходов в процессе проектирования курса иностранного языка для специальных целей
Такие подходы для обучения иностранному языку как ESP, CLIL, EMI имеют свои ограничения. В ходе конференции эксперты Центра поделились результатами исследования, разработки и апробации курса, особенностью которого стало сочетание моделей и подходов преподавания немецкого языка для специальных целей.
“В процессе исследования мы соединили положительные стороны интегрированного предметно-языковой подхода (CLIL) и четырехкомпонентной модели проектирования программы (4C/ID) , — рассказывают эксперты. — Это позволило нам организовать разработку курса с опорой на профессиональные аутентичные ситуации, на основе которых были определены ключевые и вспомогательные элементы содержания обучения. Кроме того, нам удалось соотнести все виды речевой деятельности таким образом, что умения чтения и аудирования являются пререквизитами для развития умений говорения и письма ”.
Разработанная программа была апробирована на 3 курсе факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ в рамках дисциплины «Немецкий язык для делового общения». Результаты апробации обсудили в рамках фокус-групп со студентами.
На основе анализа комментариев СОП в отношении дисциплины «Немецкий язык для делового общения» были определены моменты, которые мешают успешному освоению или не дают желаемого результата в обучении. Благодаря комплексной разработке программы (CLIL и 4C/ID) и ее внедрению в одной фокусной группе, эксперты отметили следующие положительные эффекты:
- Сделали акцент на коммуникативном подходе и создали профессиональный контекст
- Достигли осознанного овладения аспектами языка (лексика и грамматика)
- Внедрили целенаправленную тренировку в видах речевой деятельности (разговорная практика)
- Удалось разнообразить задания
- Удалось снизить когнитивную нагрузку и уменьшить количество тренировочных заданий
- Создали понятные критерии оценки речевых заданий
- Внедрили проектный подход
По словам докладчиков, эти эффекты и являются ответом-решением на выявленные трудности в изучении дисциплины. Они помогут достичь прогресса в обучении слушателей немецкому языку.
Лытаева Мария Александровна
Центр поддержки цифрового обучения: Директор центра
Люкина Елена Владимировна
Центр поддержки цифрового обучения: Ведущий эксперт