Эксперты ЦПЦО представили результаты проектов на Конференции исследователей высшего образования

Эксперты Центра поддержки цифрового обучения (ЦПЦО) представили промежуточные результаты своих исследовательских проектов на XV Международной конференции исследователей высшего образования, которая проходила 23-25 октября в НИУ ВШЭ.

В ходе секции «ИИ в высшем образовании» ведущий эксперт ЦПЦО Елена Люкина рассказала о совместном с Сергеем Видениным проекте, посвященном разработке технологии интеллектуального автодополнения в программе учебных дисциплин (ПУД). Эта технология поможет преподавателям и составителям учебных дисциплин качественно заполнять образовательные результаты в ПУДе, которая является важным инструментом для структурирования образовательного процесса.

Технология автозаполнения сможет сократить время на разработку ПУДа и улучшит ее качество, упростит алгоритм работы преподавателя с ПУД, поможет в выборе критериев оценки по ЭК (например, для эссе, курсовой работы и др.) и, в целом, призвана повысить эффективность при проектировании дисциплин/занятий и качество преподавания в вузе.

Эксперт Мадина Давлатова и аналитик Центра Екатерина Пестрикова приняли участие в той же секции с докладом «Использование учебной аналитики для редизайна онлайн-курсов».

Цифровые технологии и искусственный интеллект стали неотъемлемой составляющей в деятельности преподавателей и других сотрудников вузов. На секции не просто пытались  понять, как применять цифровые технологии и ИИ, но и оценить, как они влияют на качество обучения. Хотя пока рано говорить о полном преобразовании образования, преподаватели уже нашли для цифровых технологий и ИИ полезные роли.

Цифровые технологии и ИИ помогают нам лучше понимать, где у студентов возникают сложности. Мадина Давлатова и Екатерина Пестрикова проанализировали цифровые следы около 3000 студентов НИУ ВШЭ в рамках изучения дисциплины общего цикла «История России» и определили, насколько трудными или легкими оказываются разные задания, а также выявили темы, которые требуют дополнительного внимания. Эти данные могут быть полезны для редизайна курса.

“Атмосфера на секции была живой и вдохновляющей. Ощущалась настоящая вовлеченность аудитории, что придавало мероприятию особую динамику. Моя благодарность великолепному модератору Антону Заграничному, который мастерски вел мероприятие, поддерживая позитивный настрой в переполненной очень теплой аудитории”, - поделилась Елена Люкина после выступления.

На следующий день Екатерина Пестрикова представила результаты своего исследования “Трудности академического чтения на родном языке: взгляд студентов и преподавателей” на секции, посвященной междисциплинарным исследованиям высшего образования. 

Исследование посвящено академическому чтению - важной компетенции, влияющей на успех обучения в университете. Однако зарубежные исследования показывают, что студенты испытывают целый ряд трудностей, взаимодействуя с новым для них, научным стилем речи. Важно отметить, что в российском контексте этот вопрос практически не рассматривался и трудности чтения на русском языке не были определены. По этой причине в рамках исследования был проведен опрос студентов и преподавателей, который помог выявить и классифицировать трудности академического чтения именно на русском языке.

“Я была очень рада принять участие в ИВО, так как давно стремилась выступить на конференции такого уровня в качестве докладчика. Было очень приятно, что затронутая мной тема вызвала большой отклик и заинтересованность среди преподавателей и исследователей в образовании. Это еще раз подчеркивает  актуальность проблемы, и, я надеюсь,  результаты моего исследования лягут в основу конкретных практических решений”, - отметила Екатерина.