Мировые тренды образования в российском контексте-2024

Российские эксперты, инноваторы и студенты онлайн-школ оценили, насколько актуальными для отечественного образования в 2024 году будут общемировые тренды.

Из исследования вы узнаете, почему мультимодальная педагогика и взаимопроникновение учебных сред — универсальные тренды и must have для современного образования, как различаются мнения учащихся и преподавателей относительно  обучения через вызов, какое место среди трендов занимают психологическое благополучие и предпринимательское образование, куда направлен тренд на внедрение метавселенных, с какими вызовами сталкиваются запросы современного образования и какие есть пути для их решения. 

Чтобы показать, как именно тренд может выглядеть на российском рынке, мы приводим примеры стартапов и компаний, уже работающих в таком ключе.


В фокусе

Ученые Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) в сотрудничестве с другими международными исследователями ежегодно готовят публичный доклад о трендах в образовании: Innovating Pedagogy. В 2023 году доклад подготовлен совместно с Центром инноваций в обучении и преподавании Университета Кейптауна (ЮАР). Он отражает 10 тенденций в педагогике, у которых есть потенциал повлиять на всю систему образования, и которые, по мнению ученых,  заслуживают пристального внимания практиков. 

Российское образование включено в мировой контекст, при этом оно сохраняет свою специфику. Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом Ultimate Education узнали у экспертов российского образования какие из мировых трендов уже активно применяет наше педагогическое сообщество, у каких есть потенциал развития в 2024 году, а какие из трендов наименее актуальны для России. Также мы провели опрос среди участников Конкурса инноваций в образовании (КИвО) и студентов образовательного холдинга Ultimate Education, включающего 6 онлайн-школ по различным направлениям от дизайна и юриспруденции до моды и психологии. Мировые тренды оценили 302 инноваторовов и 435 студентов онлайн-школ более чем из 60 регионов РФ.

Данное исследование проводится нами третий раз, с результатами прошлых лет можно ознакомиться здесь и здесь.


Организаторы исследования



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Образовательный холдинг
«Ultimate Education»


Авторы

Королева Диана Олеговна

Заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО)

Пивоварова Ксения Владимировна

Директор по связям с общественностью и индустрией Ultimate Education

Колабинова Александра Сергеевна

Аналитик

Андреева Анастасия Александровна

Аналитик Лаборатории инноваций в образовании, преподаватель НИУ ВШЭ

Климова Яна Вячеславовна

Старший аналитик Ultimate Education

Арзуманян Мария Артуровна

Магистрант Института образования НИУ ВШЭ

Хасимова Яна Азатовна

Студент факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ


О Проекте

Российское образование имеет уникальную историю и свою траекторию развития. В этом процессе активно задействованы как инновации сверху (через образовательные реформы), так и низовые инновации (через предложения самих участников образовательного процесса). Понимание мировых трендов и их соотнесение с российским образовательным ландшафтом позволяют выявить зоны роста и сферы влияния. Эти данные являются актуальными для всех уровней образовательной экосистемы: от микроуровня, представленного индивидами - учащимися, учителями и руководителями, до макроуровня, охватывающего общероссийскую систему образования.

Королева Диана Олеговна
Заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО)

Сегодня на наших глазах происходит трансформация образовательного процесса. Важную роль в этом играет технологическое развитие и потребность в оперативной адаптации методов обучения под запросы рынка и студентов. Кроме решения глобальной проблемы кадрового дефицита, адаптации программ под требования рынка и помощи в организации понятной карьерной траектории, важными задачами образовательных организаций также являются персонализация образовательного опыта, формирование комфортной образовательной среды и развитие индустриальных сообществ. 

 
Мосейкин Павел Константинович
Генеральный директор образовательного холдинга Ultimate Education

Тренды


Тренд 1. Мультимодальная педагогика

Согласны 58% инноваторов и 34% студентов

Важность тренда отметили более половины инноваторов — из них более 60% в возрасте до 29 лет.  Инноваторы старшего поколения (50+ лет) менее склонны внедрять разные способы презентации материалов в обучение. Среди студентов онлайн-образования важность многообразия способов коммуникации отмечает более трети учащихся —  значимость тренда признают, однако на фоне других он не становится приоритетным, так как в онлайн-обучении культура мультимодальной педагогики наиболее развита. Эксперты в свою очередь отмечают, что представление материала исключительно в одном-двух форматах (например, текстовом и аудиальном) ограничивает образовательные возможности. Тема изучается глубже и качественнее, если контент оформлен с использованием инфографиков, запоминающихся иллюстраций (в том числе мемов), видео- и аудиоформатов, а также инновационных технологий: ИТ-решений, нейросетей, виртуальной реальности.

Подробнее

 


Тренд 2. Взаимопроникновение учебных сред

Согласны 50% инноваторов и  48% студентов 

Сопряжение технологий и элементов образовательного процесса в равной степени отмечается как инноваторами, так и студентами. Пандемия коронавируса изменила традиционный процесс обучения. Онлайн-формат стал его неотъемлемой частью. Бум нейросетей, произошедший в 2023 году, а также набирающие популярность технологии AR/VR открывают педагогам новые возможности обогащения классических педагогических методов.

Подробнее

Тренд 3. Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат

Согласны 31% инноваторов и  56% студентов 

Чаще всего этот тренд выбирают инноваторы, не работающие в образовательных организациях: сотрудники инновационных проектов, НКО, предприниматели, родители. Это согласуется с мнением студентов онлайн-школ, среди которых больше половины отмечают, что в процессе обучения их вовлекали в самостоятельный поиск решений сложных задач. Эксперты подчеркивают значимость проектно-исследовательских работ при прохождении нового материала. Такая механика не только способствует лучшему усвоению материала, но и позволяет развить soft-skills: problem-solving, креативность и умение работать в команде. 


Подробнее


Тренд 4. Педагогика отношений 

Согласны 48%  инноваторов и  29% студентов 

Среди инноваторов чаще всего этот тренд отмечают женщины, респонденты в возрасте до 29 лет, а также сотрудники образовательных организаций. Для них в процессе обучения важно не только усвоение знаний, но и здоровый климат, способствующие профессиональному развитию взаимоотношения между участниками образовательного процесса. Только треть студентов онлайн-школ отмечают данный тренд как первостепенный: это объясняется тем, что педагогика отношений в среде онлайн-образования развивается, опережая другие сегменты — потребность в ней у большинства студентов закрыта, у них есть возможность самостоятельно выбирать менторов и адаптировать учебную программу под свои потребности и нагрузку. Эксперты считают, что в такой парадигме особенно значима роль наставника и ментора, с которым у обучающегося складываются доверительные отношения и который помогает своему менти добиваться достижений. 

Подробнее


Тренд 5. Предпринимательское образование

Согласны 39% инноваторов и 29%студентов

Этот тренд наиболее близок инноваторам среднего возраста (30-49 лет), обладающим ученой степенью. Около половины инноваторов, выбравших этот тренд, представляют не классическое образование, а сектор НКО, edtech и бизнес. Логично, что для них развитие предпринимательских компетенций в школе и университете — ключевые показатели качества программы. Проектная деятельность, несмотря на долгую историю внедрения, используется далеко не повсеместно, а акселерационные программы все еще являются новинкой для российского рынка, поэтому среди студентов онлайн-школ тренд пока разделяет только треть опрошенных, однако картина может измениться в ближайшие годы. По мнению экспертов, навыки управления и развития бизнеса являются «мета-скиллами», на которые заметен рост спроса. В ближайшей перспективе они прогнозируют увеличение популярности этого тренда.

Подробнее

 

Тренд 6. Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде 

Согласны 35% инноваторов и 36%студентов

Этот тренд признали важным более трети инноваторов и студентов онлайн-школ. Наименьшей популярностью (13%) он пользуется среди инноваторов с научной степенью — их запрос в обучении отличается от других ступеней: зачастую они приходят на курсы за конкретной информацией, и поддержка со стороны образовательной организации им не требуется. Эксперты подчеркивают, что внимание к ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлеченность в процесс и, как следствие, эффективность усвоения информации. Особенно важны практики заботы именно при онлайн-обучении. Когда студент воспринимает информацию не в формате живого общения, при столкновении с трудностями его мотивация может упасть. Задача педагога в таком случае установить доверительный контакт с обучающимся, а также стимулировать общение внутри образовательного комьюнити.  

 

Подробнее


Тренд 7. Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта

Согласны 37% инноваторов и  29% студентов

Генеративный искусственный интеллект в 2023 году переживает бум. Крупные российские edtech-компании активно внедряют его в образовательный процесс, а эксперты, хоть и отмечают неравномерность покрытия ИИ в образовании, прогнозируют масштабирование технологии в образовании в ближайшем будущем. При этом среди инноваторов такого мнения чаще придерживаются представители бизнеса, чем участники традиционной системы образования. Студенты онлайн-школ также реже отмечают важность этого тренд по сравнению с другими тенденциями. С внедрением правил использования ИИ в университетах в перспективе возможен рост интереса со стороны обучающихся и государственных учреждений. 


Подробнее


Тренд 8. Сближение контекстов обучения и обучающегося

Согласны 30% инноваторов и  25% студентов 

Хотя по оценкам инноваторов и студентов этот тренд не ведущий, его в равной степени выбирают представители всех групп респондентов, а эксперты отмечают, что адаптация материалов под культурный бэкграунд и интересы учащихся стимулирует их вовлеченность в образовательный процесс. Немаловажным этот аспект становится для детей из семей мигрантов, для которых знакомство с новой культурой проходит легче через апелляцию к их опыту.


Подробнее

 

Тренд 9. Подкасты как педагогическая технология

Согласны 29% инноваторов и15% студентов 

Слушать образовательные подкасты в основном предпочитает молодежь до 35 лет. Мнение экспертов о тренде разделилось: некоторые признают потенциал аудиоформата в обучении и видят больший потенциал в видеоподкастах, другие — отрицают целесообразность формата. В целом, соотношение ответов инноваторов, большинства студентов и экспертов свидетельствует о том, что в образовании подкасты могут выступать в качестве дополнения к другим видам представления контента — например, в рамках тренда мультимодальной педагогики.

Подробнее


Тренд 10. Метавселенная для образования

Согласны 19% инноваторов и 24% студентов 

Виртуальные миры — новый тренд не только в сфере образования, но и в отрасли высокотехнологичных инноваций, поэтому результаты опроса инноваторов и студентов демонстрируют невысокие значения. При этом инноваторы до 29 лет и студенты онлайн-школ проявляют больший интерес к использованию метавселенных в образовательных целях. Согласны с ними и эксперты — они видят большое количество возможностей, которые могут стать доступны с развитием технологии в будущем. 

Подробнее



Выводы

Образование во всем мире переживает трансформацию на фоне развития ИТ-технологий, нейросетей и метавселенных. В этом году большая часть трендов, предложенных докладом Innovating Pedagogy, акцентируют внимание на инновациях и их сочетании с традиционными форматами в процессе обучения. Хедлайнер прошлогоднего доклада, нецифровые аспекты в образовании, ушли на второй план и представлены несколькими трендами. Как показал наш опрос инноваторов, студентов онлайн-школ и экспертов, в современной России активно развиваются актуальные мировые тренды.

Среди основных общемировых трендов в России преобладают технологические направления. Признание у российских участников исследования получили в первую очередь тренды, связанные с применением инноваций: «взаимопроникновение учебных сред», «мультимодальная педагогика». Их можно назвать ключевыми для предстоящего 2024 года, потому что они объединяют всевозможные «ноу-хау»-форматы, педагогические методы и все элементы образовательного контекста.

Несмотря на бум ИИ, для респондентов этот тренд пока находится далеко не на первом месте. Это можно объяснить тем, что ИИ еще не встроен в педагогику в прямом смысле, его покрытие в образовании остается неравномерным до момента внедрения правил его использования в образовательных учреждениях. Тем не менее с помощью ИИ могут быть реализованы другие трендовые направления — и взаимопроникновение учебных сред, и мультимодальная педагогика, и сопряжение контекстов обучения. То же можно сказать и о подкастах — их не рассматривают как самостоятельную педагогическую технологию, однако они могут быть хорошим подспорьем в реализации аналогичных трендов. 

Впервые в топ трендов вырвалось направление, связанное с психологическим благополучием участников образовательного процесса. Ранее эксперты не делали акцент на это направление, однако сегодня запрос на внимание к психологическим аспектам обучения становится явным, и это очень важно, так как и другие тренды из этой группы, по оценкам экспертов, также продолжат набирать популярность в ближайшем будущем.

Набирают популярность также тренды, связанные с проектной деятельностью обучающихся — обучение через вызов и предпринимательское мышление. Спрос на них продолжит плавно расти от года к году.

Тренд же, касающийся внедрения метавселенных в образование, по-прежнему футуристичен: мы будем наблюдать его развитие ближайшее десятилетие. Хотя пока на рынке нет крупных образовательных проектов, связанных с метавселенными, корпорации уже развивают это направление в различных индустриях.



Методология

Российским инноваторам, экспертам, студентам и школьникам было предложено прокомментировать 10 мировых трендов, опубликованных в докладе Innovating pedagogy, и отметить, какие из предложенных трендов являются наиболее релевантными для российской системы образования, как именно каждый тренд проявляется и какие риски он может нести.

Контакты

innovations_edu@hse.ru

Российским инноваторам и студентам онлайн-школ было предложено пройти электронный опрос и отметить наиболее релевантные для российской системы образования тренды из 10 мировых трендов, опубликованных в докладе Innovative pedagogy. Эксперты онлайн-образования прокомментировали каждый тренд и отметили, как именно они развиваются в России и с какими вызовами сталкиваются сегодня. 

В опросе приняло участие 302 инноватора. Больше половины опрошенных (75,5%) относятся к «внутренним инноваторам» — действующим работникам образовательных организаций, которые в сфере деятельности указали одну из таких опций, как «школьный педагог», «педагог или администратор дополнительного образования», «преподаватель СПО», «специалист органов управления образованием» и так далее. 24,5%, соответственно, относятся к «внешним инноваторам», не работающим в данным момент в связанных с образованием организациях. Они указали, например, «учащийся школы или ВУЗа» или же «предприниматель».

В опросе также приняли участие 435 студентов онлайн-школ холдинга Ultimate Education в возрасте от 15 до 63 лет более чем из 60 регионов РФ. 33% голосов пришлось на направление дизайна и технологий (Bang Bang Education), 29% — на направление геймдева (XYZ), 16% на направление психологии («Психодемия»), 12% на направление маркетинга (MAED), 6% на юристов, финансистов и аналитиков (Moscow Digital School) и 4% на фэшн-направление (Fashion Factory School).

В экспертных интервью приняло участие 22 эксперта сферы образования: научные сотрудники и представители руководства университетов, основатели социально-значимых офлайн- и онлайн-проектов, лидеры ведущих edtech-проектов. Материалы интервью анализировались в обобщенном виде. В качестве иллюстраций к каждому тренду представлено несколько экспертных цитат. 

Мировой тренд «Сближение контекстов обучения и обучающегося»

Данный тренд предполагает адаптацию учебных материалов под контекст, опыт и культуру обучающихся, что позволяет им лучше понимать и применять изучаемый материал, так как они видят его связь с реальным миром. В контексте данной тенденции в учебные материалы добавляются локальные истории, перспективы и знания, а преподаватели работают в тесном контакте с обучающимися, ориентируясь на их запрос. Для сближения контекстов обучения и обучающегося также необходимо критически оценить учебные материалы на предмет репрезентативности и наличия стереотипов, а также поощрять использование материалов за авторством представителей локальных сообществ, в том числе написанных на местных языках. 


*****

«Часто я слышу от учителей, что современные дети недостаточно мотивированы на учебу. Но мотивация — это состояние, которое может развить учитель. Через актуальные возрасту формы проведения урока, задания. А еще ученикам важно видеть реальные результаты своей работы, пусть даже учебной. Поэтому, когда говорят о проектно-исследовательской деятельности в школе, то подчеркивают значимость использования именно локальных контекстов: то есть актуальных вопросов для развития территории, на которой ты учишься и проживаешь, как именно ты можешь влиять на позитивные изменения вокруг себя. Вопрос сближения контекстов важен и для социальной и культурной адаптации детей из семей мигрантов. Без учета культуры таких семей, опоры на имеющийся  опыт обучения, принятия ценностей и традиций вряд ли будет возможно эффективное включение этих учеников в социум. А такие задачи на данный момент стоят, в том числе и перед системой образования».

Елена Овакимян

Старший преподаватель Института образования НИУ ВШЭ 

«Адаптировать обучающий контент можно с помощью понимания особенностей психики и обучения. Доказано, что в обучении лучше всего работают эмоциональные триггеры. На личных примерах и примерах коллег информация воспринимается и запоминается лучше, потому что происходит эффект вовлечения — всем интересно слушать живые, эмоциональные истории. 

Адаптированное под локальные реалии обучение можно строить и на проработке стереотипов. В процессе обучения через стереотипы мы смотрим на то, что может происходить в мышлении людей относительно каких-либо аспектов реальности, и понимаем, как можно с этим работать. Перерабатывать такие стереотипы можно, например, в формате дебатов или управленческих поединков, когда у нас есть список стереотипов и группы делятся на тех, кто их поддерживает, и тех, кто аргументированно опровергает. Так можно постепенно, плавно отодвигать ограничения, открывая студентам возможность посмотреть на разные ситуации под новым, непривычным углом, найти в них интересные возможности».

Александра Караваева

Ооперационный директор онлайн-школы психологических профессий «Психодемия» (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)


*****

«Еще в 2010-х стало популярно мнение, что модель one size fits all не работает. У учеников разная скорость усвоения материала, стиль обучения и восприятия, разные интересы и цели. Нужно стремиться к тому, чтобы материалы увлекали всех учащихся. Исходя из теории мотивации, важна связь изучаемого материала с жизнью, возможность его применения на практике. Вариативность распространяется на тематику занятий. Например, английский для конкретной профессии или для путешествий, выступлений на конференциях, сдачи экзамена и т.д. Стоит также предлагать разные форматы обучения: кто-то может учиться только ночью, кто-то — пока едет в метро. Все учащиеся — люди разных религий и национальностей. Поэтому учебные материалы могут включать истории и примеры, отражающие культурные и исторические аспекты различных регионов. При этом у учеников вырабатываются и навыки взаимодействия, и социальная осознанность, и уважение к другим культурам и людям в целом».

Рустам Айнетдинов

Исполнительный директор онлайн-школы английского языка Skyeng

*****

Примеры проектов:
  • Комикс «Команда С.Л.У.Х.» — инклюзивный комикс с 3 героями: мальчик с кохлеарным имплантом, девочка-вундеркинд, которая знает жестовый язык, и глухой подросток.
  • «Буквы в зазеркалье» от проекта «Пифия» (финалист КИвО-2022)  — иллюстрированная книга сказок от ребенка, имеющего дислексию и дисграфию. 

  • Wear Net — стартап по проектированию и созданию школьной формы с адаптированными этническими элементами и применением дополненной реальности (AR). 

  • “Билим” — проект, организованный в целях содействия мигрантам в адаптации и обучении русскому языку, культуре и иностранным языкам. 

Мировой тренд «Мультимодальная педагогика»

Традиционно в образовательном процессе доминирует текстовый формат представления информации, тогда как мультимодальная педагогика ориентируется на использование различных способов коммуникации, таких как слова, изображения, звуки и жесты, вспомогательные материалы для облегчения процесса обучения. Роль мультимодальной педагогики заключается в том, чтобы сделать обучение более увлекательным, доступным и инклюзивным. Предоставляя обучающимся возможность работать со знаниями в различных формах, она помогает перевести абстрактные понятия в более осязаемые и понятные формы. Такой подход также готовит обучающихся к общению на рабочем месте и способствует доступности и инклюзивности обучения.


*****

«Один из главных трендов, который сейчас отслеживается, — использование нейросетей как для создания контента, так и в качестве инструмента обучения. Частые запросы у ИИ в образовательных целях — дать обратную связь или создать набросок учебной работы. Другой тренд — включение различных популярных ИТ-решений в процесс коммуникации. Видеоконференции для общения, Miro-доски для ведения урока, менти-опросники для сбора обратной связи — эти элементы стали неотъемлемыми в процессе обучения. Заметна также тенденция внедрения разных способов замены тренажерных форматов на более интересные варианты, среди которых Telegram-боты. Редко, но встречаются кейсы обучения в виртуальной реальности. Например, в детском сегменте очень популярны уроки в Minecraft».
Ольга Лаврентьева
Академический директор "Нетологии"


*****

«В массовых школах зачастую не используется никаких подходов, помимо стандартной подачи аудиовизуального контента: устная речь, тексты и презентации. В то же время в мире развиваются самые разные  педагогические подходы, например, в Финляндии распространено обучение от феномена. Этот подход подразумевает изучение объекта или явления со всех сторон и всеми дисциплинами одновременно: изучаемый предмет можно посмотреть, потрогать, изучить, прочитать про него, попробовать, понюхать, если это возможно. Мы видим по исследованиям, что такой метод обучения значительно увеличивает и интерес школьников, и усвоение учебной темы. Поэтому педагогам стоит отходить от шаблонов и привычных схем, текста, речи, карточек и внедрять то, что действительно удивит и вовлечет ребёнка, следовательно, очень ему запомнится. Это касается в том числе обучения детей с особыми образовательными потребностями».

Зоя Бойцева
Соосновательница организации "Я тебя слышу"


*****

«Если говорить о педагогике, связанной с работой с детьми с ограничениями той или иной модальности восприятия (слабослышащие и глухие, слабовидящие и слепые дети), то наша страна — одна из передовых с точки зрения выработанных специальных методов обучения  — это признается во всем мире. Другая ситуация относительно людей с нормотипической сенсорной системой, но с разными доминантами модальности восприятия: кто-то лучше воспринимает информацию визуально, кто-то аудиально, кто-то — тактильно. При это важно давать информацию не только с учетом доминирующей модальности, а использовать различные каналы восприятия. То есть, если задействовать сразу несколько каналов восприятия, то освоение информации у всех будет продуктивнее. 

Это было известно в педагогике еще с начала ХХ века, а сейчас подверждается нейронауками. Исходя из этого формируются новые стандарты методических рекомендаций по построению курсов и занятий, которые предполагают предъявление одного и того же контента в разных форматах. Уже сейчас заметно, что в ближайшем будущем получит развитие практика персонализированного обучения с использованием цифровых платформ и инструментов, в том числе с оперативной обратной связью. Это станет доступно за счёт технологий искусственного интеллекта. Система поможет оперативно подстраиваться под особенности восприятия учащегося, в частности менять формы и темп подачи материала, а также формы обратной связи индивидуально для каждого».

 

Алексей Обухов
доцент Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, пятикратный победитель голосования «Лучший преподаватель ВШЭ»

 


*****

Примеры проектов:
  • NOE-VR — офтальмологический образовательный. VR-симулятор с использованием технологий искусственного интеллекта.
  • Education Kids — химические игры с применением 3D, совмещающие стандартные химические наборы с очками виртуальной реальности и мобильным приложением, что позволяет прямо на месте проведения опытов создавать модели химических процессов с использованием дополненной реальности. 
  • Joyteka — онлайн-инструмент для создания квестов типа Escape room, где ученик оказывается в запертой комнате и может открыть дверь, только если правильно выполнит все задания.
  • IPR BOOKS WV-Reader — мобильное приложение, в котором адаптирована учебная и научная литература для незрячих людей
  • Lcontent — компьютерные имитационные тренажеры для обучения персонала.
Мировой тренд «Взаимопроникновение учебных сред»

Взаимопроникновение учебных сред предполагает сопряжение различных технологий, педагогических методов и всех элементов образовательного контекста для создания целостной и эффективной образовательной среды. Учебная среда включает в себя как офлайн-, так и онлайн-пространство, позволяя максимально эффективно использовать все окружение для достижения необходимых образовательных результатов. 

Процесс педагогического проектирования переплетается с другими элементами экосистемы преподавания и начинается задолго до учебного мероприятия в аудитории. В рамках данного тренда методологи и преподаватели ориентированы на устранение однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса и создают условия для смены видов деятельности обучающихся.

 


*****

«Взаимопроникновение сред — одно из главных направлений современного образования. С помощью сочетания технологий и педагогики образовательный процесс обогащается интерактивными мультимедийными ресурсами, виртуальными лабораториями, онлайн-курсами и другими методами, которые повышают мотивацию учеников и способствуют более глубокому усвоению материала. 

Однако, несмотря на значительные перспективы, такой подход имеет свои ограничения. Для широкого внедрения новых методов в образовательный процесс необходимы инвестиции в техническую инфраструктуру, повышение квалификации педагогов и разработка новых учебных стандартов. Кроме того, важно учитывать культурно-методологические аспекты применения технологий, чтобы они служили укреплению, а не упрощению системы образования. 

Будущее взаимопроникновения учебных сред в России выглядит многообещающим, если говорить о дальнейшей персонализации учебного процесса, использовании ИИ для поддержки образовательных инициатив и разработке кросс-дисциплинарных программ. Ключом к успеху будет умение сочетать лучшие традиции российской образовательной школы с инновационными подходами, обеспечивая при этом равный доступ к качественному образованию по всей стране».

Владимир Синицын
Операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education (Ultimate Education)


*****

«Смешение онлайна и оффлайна — это неминуемый процесс. Я бы не называл это трендом, а скорее необходимостью, потому что часть формальных образовательных институций, которые не привыкли работать в цифровом формате, неспособны производить контент такого качества, как EdTech компании, и привлекать актуальных специалистов. Нам в этом смысле чуть проще, потому что мы коммерческая структура. И, конечно же, мы изначально работаем в цифровом формате, для нас это естественный процесс. 

 

Все чаще мы можем наблюдать коллаборацию с точки зрения использования контента друг друга — в частности, вузы приходят к нам в Skillbox с запросом на внедрение наших программ обучения у себя. Обычно это направления программирования, дизайна, маркетинга, но иногда даже такие общие программы, как  философия. Это говорит, с одной стороны, о том, что качеству нашего контента доверяют. С другой стороны, о том, что взаимопроникновение неминуемо как раз из-за разрыва в уровне технологизации разных форматов обучения. Происходит последовательное принятие академическими формальными институциями того факта, что любое образование уже blended. 

 

Этот формат будет усугубляться, и нам хочется верить, что в какой-то момент весь рынок начнет использовать ресурсы друг друга — это позволит всех ускорить. Здесь все сводится именно к управленческим решениям, как именно организовать процесс взаимообмена разными стилями, подходами и типами контента. У Skillbox уже есть большой опыт работы на пересечении сред —  асинхронные программы, где сочетается онлайн с офлайном. Мы систематически следуем принципам мультиформатности и можем поделиться своим опытом».

Дмитрий Крутов
Основатель и генеральный директор Skillbox


*****

«Некоторые российские ВУЗы начинают внедрять комплексы гибридного обучения. Они позволяют проводить занятия очно и онлайн на неограниченное количество слушателей. Это открывает новые возможности, в частности, для обучения студентов иных ВУЗов в рамках сетевого взаимодействия. 

Гибридные технологии обучения относятся к личностно-ориентированной системе, основанной на деятельностном подходе. В этих условиях педагогам необходимо использовать интерактивные технологии, которые позволяют быстрее и эффективнее работать с учебным материалом, постоянно взаимодействовать с обучающимися и профессиональными сообществами. 

Интернет-пространство сегодня стало основной средой обитания молодежи, и педагогам стоит адаптировать образовательный процесс в контексте новой информационной среды. Если вчера технологии на основе ИИ, в том числе гибридные образовательные технологии, были уделом избранных, то сегодня они становятся всё более доступными. Дальше этот тренд будет развиваться только еще интенсивнее».

Пётр Иванов
Проректор по цифровому развитию Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

*****

 
Примеры проектов:
  • Matrix Engineering Group — платформы виртуальных классов для изучения предметов школьной программы и корпоративного обучения. 

  • EduDesign — проект по разработке и созданию образовательных пространств.

  • Алиса в школе (финалист КИвО-2023) — проект по созданию обучающих навыков для голосового помощника «Алиса» с целью адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе. 
Мировой тренд «Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат»

Обучение через вызов — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. В отличие от проблемно-ориентированного обучения, где обучающемуся сразу предоставляется готовая проблема для решения, в обучении через вызов ученик изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить. Кроме того, данный формат подразумевает не просто командную работу, а именно междисциплинарное сотрудничество, требующее не только уважительного отношения к другим членам команды, но и понимания особенностей и социальных- демографических, профессиональных и культурных различий среди людей.


*****

«В обучении через вызов учащиеся погружаются в реальные ситуации. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике — направлены на развитие у учащихся критического мышления и способности к командной работе. Среди других преимуществ: глубокое погружение в учебный материал, повышение мотивации учащихся и подготовка к будущей карьере. 

Метод предлагает образовательную модель, которая может радикально изменить процесс обучения, делая его более релевантным для подготовки студентов к сложностям современного мира. Тем не менее существуют и определенные трудности при внедрении обучения через вызов: необходимость в квалифицированных педагогах, высокие ресурсные затраты, сложность оценки результатов обучения с помощью традиционных методов. Несмотря на эти вызовы, потенциальная польза от такого подхода делает его важным направлением для развития современной образовательной практики».

Эмма Юсова

Исполнительный директор онлайн-школы в сфере разработки игр XYZ (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)


*****

 

«Одним из примеров образовательных форматов, решающих задачу внутреннего челленджа, являются буткемпы — когда человек интенсивно, на несколько месяцев погружается в среду единомышленников и проходит сильную программу обучения. Но с моей точки зрения вызов как механика в  данном случае менее важен, нежели сама групповая динамика, которая позволяет реалистично представить рабочий процесс в командах. Она позволяет увеличивать вовлеченность и ответственность. Междисциплинарность задач, когда в группах собраны студенты разных направлений, позволяет челленджить команды и ставить их перед необходимостью находить решения для крупных проектов, где требуются очень разные подходы. 

Уже с 2020 года мы проводим мероприятия для студентов совместно с работодателями, а одна из компаний холдинга Skillfactory создала проект «Фэктори» — платформу, учебную программу которой работодатели интегрируют реальные задачи от бизнеса, а студенты под руководством экспертов IT-индустрии решают их».

Дмитрий Крутов

Основатель и генеральный директор Skillbox


*****

«Обучение через вызов имеет большой потенциал стать одним из трендсеттеров в онлайн-образовании в 2024 году. Метод позволяет учащимся погружаться в реальные или приближенные к реальности ситуации, анализировать их и принимать решения. Подобный подход не только помогает усвоить пройденный теоретический материал, но и дает возможность сразу отработать его на практических примерах. 

Часто метод обучения через вызов применяется для работы со студентами в группах. Это способствует развитию коммуникативных  навыков и навыков работы в команде. Оба эти софт-скилла являются одними из ключевых для работодателей. 

Уже сейчас обучение через вызов все больше интегрируется в процессы найма и подбора персонала для оценки практических навыков кандидатов. Поэтому в образовании метод также может использоваться при подготовке к таким собеседованиям. Но это не значит, что традиционные методы стоит полностью исключить из образовательного процесса. Ключ к качественному образовательному продукту в балансе разных подходов и инструментов».

Мы не идем туда, где пусто. Мы учим тому, в чем сами разбираемся» |  Аналитика и интервью ED tech
Кирилл Мокевнин

Сооснователь онлайн-школы программирования «Хекслет»


 


*****

Примеры проектов:
  • Лига кейсов Changellenge — система кейс-чемпионатов, направленных на подготовку участников к карьере через практико-ориентированный подход.
  • MIR — всероссийский кейс-чемпионат по предпринимательству,  популяризирующий социальное, технологическое и креативное предпринимательство среди школьников, студентов и работающей молодежи.

  • «Нооген» — полигон креативного мышления для детей. Навыки формируются через решение специальных заданий («ноогеновских задач»), которые формулируются так, чтобы вступать в противоречие с привычным образом мыслей как детей, так и взрослых участников.

Мировой тренд «Педагогика отношений»

Педагогика отношений подчеркивает межличностное взаимодействие как основу образовательного процесса, где основными участниками принято считать педагогов и обучающихся. Однако необходимо понимать, что этот круг значительно шире и включает в себя родителей, представителей администрации, психологов и различных специалистов. Проблемы в образовательном процессе часто возникают из-за несогласованности мнений учителей и родителей относительно образования ученика, а также из-за различий в подходах разных учителей к образованию одного ученика или класса. Поэтому педагогика отношений ориентирована на то, чтобы каждый участник образовательного процесса был нацелен на продуктивное и согласованное взаимодействие. 


*****

«Педагогика отношений предполагает заботу и внимание, взаимную коллективную ответственность, а также создание условий, в которых хорошо каждому: учителю, родителю, ребенку. В нашей школе мы работаем в концепции педагогики отношений. Для учителей — это и система взаимообучения, когда есть возможность поделиться друг с другом опытом и новыми подходами, и методические каникулы с регулярными образовательными выездами. Для детей — ученическое самоуправление. Ребята могут реализовывать самые смелые инициативы с помощью наставников-педагогов. Для родителей мы проводим родительские клубы, дни обратной связи, работаем с ними в рамках профориентации. Только в совместной “работе-заботе” можно достигать действительно отличных результатов!».

Кристина Кухлевская

Директор ГБОУ «Школа «Покровский квартал» 


*****

«Педагогику отношений необходимо сделать приоритетом в образовательной системе нашей страны, чтобы создавать инклюзивные и поддерживающие среды, где каждый ученик чувствует себя ценным. Это поможет не только достичь успеха в учебе, но и развить коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект и эмпатию обучающихся. 

Однако перед педагогикой отношений стоят вызовы: необходимость подготовки квалифицированных учителей, способных эффективно взаимодействовать с учениками, а также необходимость изменения образовательной политики и практики, чтобы достичь баланса между стандартизацией обучения и индивидуальным подходом. Кроме того, необходимо учитывать культурные и социально-экономические различия, которые влияют на образовательный процесс. В долгосрочной перспективе педагогика отношений может стать еще более распространенной в российской образовательной системе. Инвестиции в профессиональное развитие учителей, обновление учебных программ и методов, а также создание поддерживающих общественных и институциональных структур могут помочь сформировать среду, в которой будут цениться как академические знания, так и качество межличностных отношений».

Владимир Синицын

Операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)


*****

«Концепция педагогики отношений помогает составлять персональные траектории развития, повышать мотивацию и делать обучение более эффективным. При составлении личной образовательной стратегии важна роль ментора или наставника, который выполняет сопровождающую функцию и помогает удерживать фокус внимания. В будущем этот тренд будет усиливаться. Студенты образовательных проектов VK Education и стажеры в нашей компании сразу участвуют в решении реальных задач индустрии под кураторством экспертов VK, а затем нередко и сами становятся преподавателями или менторами для следующих наборов».

Анна Степанова

Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK

*****

 

«Педагогика сейчас находится в процессе смещения с педагогики воздействия на педагогику взаимодействия: ученик также становится соучастников построения своей образовательной траектории, а не только исполнителем требования педагога. Если мы признаем, что каждый учащийся имеет право голоса и право выбора, что он может себя реализовывать как субъект учения, а не просто исполнитель инструкций со стороны учителя, можно говорить о гуманизации образования. Этот тренд заметен и в России. 

Также усилилось представление о значимости психологического благополучия всех участников образовательного процесса. Конечно, пока реальная практика далека от теоретических идеалов, однако возврат к изначальной полностью авторитарной школьной системе уже невозможен. Родители стали существенной частью образовательного процесса, диктующей правила. По современной норме они имеют полное право к корректировке обучения. И в сознании многих родителей уже представлена доминанта ценности личности своего ребенка, его благополучия, учета его потребностей, интересов и устремлений».

Алексей Обухов

Доцент Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук, пятикратный победитель голосования «Лучший преподаватель ВШЭ»

 



*****

Примеры проектов:
Мировой тренд «Предпринимательское образование»

Основной запрос к человеку в ближайшие годы — это запрос на самостоятельность и креативность, то есть способность действовать эффективно и находить креативные решения в различных сферах жизни без принуждения и контроля. Предпринимательское образование играет важную роль в развитии навыков XXI века, таких как любознательность, критическое мышление, умение решать проблемы, коммуникативные навыки, работа в команде, гибкость, готовность к риску и трудовая этика. Эти навыки пересекаются с тем, что называется «предпринимательским мышлением». Сегодня работодатели ждут его не только от будущих бизнесменов, но и от наемных сотрудников. Вместо исполнительности в фаворе — лидерство и инициативность, которые лучше развивать со школы или даже с детского сада. 


*****

«Предпринимательское мышление, о котором так много говорят в последние годы, я бы отнесла к мета-навыкам. Они необходимы и наемным сотрудникам, и фрилансерам, и тем, кто просто творчески реализовывается без коммерческой составляющей. Это понятие гораздо шире, чем soft skills. В первую очередь, это человечность и умение слышать и слушать партнера, быть эмпатичным к его потребностям, высокий уровень самоорганизации и самомотивации, управление когнитивными ресурсами и забота о своем ментальном и эмоциональном состоянии. А также умение самостоятельно искать выходы из затруднительных ситуаций, нести ответственность и быть самому себе лидером. Креативность, критическое мышление, коммуникабельность и прочее — это must have, существующий на рынке труда и образования уже более 15 лет. Мы видим повышенный спрос на получение предпринимательского образования. Так, спрос на запуск своего бренда  в нашей школе вырос на 71% с начала года и продолжает стремительно расти».

Инна Гуреева

Операционный директор Fashion Factory School (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)


*****

 

«С 2021 года в столичных школах открылись предпринимательские классы. На уроках, мастер-классах, бизнес-тренингах и других мероприятиях школьники узнают, как выстраивать бизнес-процессы и управлять ими, вести маркетинговые коммуникации, проводить финансовый и инвестиционный анализ, изучают нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность, работают с идеями собственных стартапов в проектных лабораториях и бизнес-акселераторах. 

Выпускник предпринимательского класса обладает рядом абсолютно необходимых будущему бизнесмену компетенций: он умеет генерировать идеи, составлять бизнес-планы, анализировать и оценивать риски, понимает сущность и функции финансов в экономике, знает этику бизнес-коммуникации, обладает исследовательским и проектным мышлением, а также лидерскими качествами. Детей в таких классах учат принимать инновационные решения, брать на себя ответственность за их исполнение и ориентироваться на конкретный результат. Поэтому многие ученики еще в школе открывают собственное дело и получают реальный опыт в бизнесе».

Гульнара Кошимбетова
Куратор проекта «Предпринимательский класс в московской школе» Департамента образования и науки г. Москвы

 


*****

Примеры проектов:
  • Kids MBA — школа предпринимательства для детей и подростков. 

  • Арт-пространство «Настоящее» — онлайн-школа бизнеса, карьеры и финансовой грамотности для школьников от 9 до 17 лет.

  • BUSINESSFOX — проект для детей и подростков от 5 до 18 лет с целью обучения основам финансовой грамотности и предпринимательства, развития навыков глобальных компетенций, помощи в выборе будущей профессии.

  • Fashion Factory School — школа бизнес-образования в fashion с фокусом на развитии предпринимательского мышления. На курсах студенты — будущие основатели брендов — за 4 месяца изучают полный цикл производства коллекции: от расчетов бизнес-плана и создания ассортиментной матрицы до пошива и сотрудничества с байрами.
Мировой тренд «Педагогика заботы в опосредованной цифровыми технологиями среде»

Педагогика заботы фокусируется на значении эмпатии и развития учащихся в поддерживающих и справедливых цифровых образовательных средах. Данный подход строится на четырех ключевых элементах: моделировании (педагоги своим поведением демонстрируют, что такое забота в действии); диалоге (педагоги поощряют открытые дискуссии в классе и практику формулирования выводов из многочисленных источников); практике (педагоги дают задания или групповые проекты, которые могут помочь учащимся проявить заботу о себе) и подтверждении (педагоги предоставляют персонализированную обратную связь, а также организуют рефлексию, чтобы помочь обучающимся осмыслить свои результаты и психологическое состояние). Преподаватели также могут применять педагогику заботы, стараясь лучше узнать учащихся, сопереживая им, поощряя усилия и прогресс, что положительно влияет на самооценку, благополучие и вовлеченность обучающихся. 


*****

«Педагогика заботы — must have для сферы онлайн-образования, куда часто идут те, кому не хватает поддержки и внимания в традиционной системе образования. 

Однако важно понимать, что педагогика заботы подходит не всем. Например, работающих специалистов, которые идут на курс с конкретными целями, вовлечение в чаты, постоянные расспросы со стороны кураторов могут даже раздражать. При этом новичкам такая забота хорошо подходит — на курсе они знакомятся с коллегами, находят друзей и единомышленников, проводят дискуссии и после выпуска встречаются вместе пить чай.

На наш взгляд, сейчас рынку важно уделять внимание отдельно качественной заботе и качественной педагогике. Если с первым все более-менее понятно, то с педагогикой, андрагогикой всё немного сложнее. Чтобы грамотно донести до студента информацию, важно понимать, как её правильно структурировать — этим занимаются методисты. Когда эксперты не прислушиваются к советам методистов — из педагогики заботы исключается и педагогика, и забота».

Александра Караваева
Операционный директор онлайн-школы психологических профессий "Психодемия" (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)


*****

«Мы в “Фоксфорде” считаем, что будущее за групповым обучением с персонализированными треками для каждого участника, поэтому группы — наш продуктовый приоритет. Групповое обучение может быть даже эффективнее индивидуального, если продукт позволяет вовлечь школьника и обеспечить ему персональное сопровождение. Например, мы развиваем трек с подбором индивидуальных домашних заданий, которые учитывают особенности и скорость освоения материала конкретного ученика. Обязательная часть качественного образовательного процесса — обратная связь. Она создает мотивацию и условия для лучшего усвоения и применения навыков через работу над ошибками. Обратную связь школьнику могут давать преподаватели, родители, окружение, а оценить собственные действия получится только в результате самоанализа. Взрослый вырастает из ребенка, поэтому навык саморефлексии должен развиваться с детства, он не появляется сам по себе. Развить его можно с помощью разных механик. Например, иметь возможность в работе над ошибками включить подсказки и переделывать задания с параллельным объяснением правильного ответа. Такой подход помогает усвоить материал и сформировать долгосрочное знание, а не просто хорошую оценку в дневнике».

Андрей Сизов

Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд»


*****

Примеры проектов:
  • Solvery — сервис, который помогает начинающим специалистам находить менторов в сфере ИТ. 

  • Eco Family School — онлайн-школа, в которой большое внимание уделено психологическому и эмоциональному здоровью ребенка. Есть перерывы и неформальное общение, за поведением детей следит тьютор и формирует отчет для родителей.

  • «Психодемия» — онлайн-школа психологических профессий, в которой большое внимание уделяется созданию комфортной образовательной среды и развитию поддерживающего профессионального комьюнити.
Мировой тренд «Педагогика с использованием генеративного искусственного интеллекта»

Спектр инструментов генеративного ИИ постоянно расширяется и включает в себя приложения для создания презентаций, чат-ботов, краткого изложения статей, генерации изображений и т.д. Генеративный ИИ — это тип искусственного интеллекта, способный создавать новый контент на основе обширных массивов данных из интернета, что делает результат похожим на человеческий. Эти инструменты могут выполнять роль персональных репетиторов, тренеров, товарищей по учебе и исследовательских центров, обеспечивая индивидуальную поддержку учащимся. Инструмент ИИ не заменят учителей, но смогут взять на себя многие операционные задачи. По мере распространения этих инструментов ИИ необходимо обучать учащихся их эффективному использованию, учитывать этические последствия и пересматривать методы оценки с учетом возможностей ИИ. Генеративный ИИ также требует перехода от оценки запоминания к сложным задачам, размышлениям и критике сгенерированных ИИ ответов.


*****

«У преподавателей масса рутинных задач, от составления презентаций до проверки письменных заданий — всё это прекрасно может делать ИИ. Основные ограничения тренда — опасно доверять ИИ чувствительную информацию (например, персональные данные), возможны опасные ошибки (например, при проверке оцениваемых работ). К тому же, студенты могут использовать ИИ со своей стороны, генерируя ответы, то есть не проводя собственную исследовательскую работу. 

Ранее в Moscow Digital School мы проводили исследование, в ходе которого выяснили риски применения ИИ. Так, в отношении юридических рисков применения ИИ 77% опрошенных юристов связывают риски с возможными спорами из-за нарушения авторских прав, а более 50% назвали репутационные риски из-за некачественного предоставления услуг ИИ. Также юристы считают, что рисками могут стать возможное раскрытие конфиденциальной информации и зависимость от технологии, которая может привести к снижению уровня компетенций специалистов».

Роман Янковский

Академический директор образовательной платформы Moscow Digital School (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)


*****

«Покрытие ИИ в образовании пока очень неравномерно и зависит от компетенций на местах и других факторов, но направленность участников рынка, государства и понимание отрасли, какие возможности ИИ открывает, обуславливает высокий потенциал использования этой технологии. Среди преимуществ — демократизация образования, персонализация обучения с учетом диагностического портрета учащегося, оптимизация временных затрат за счет автопроверки заданий и тестов. В этом году «Яндекс Практикум» внедрил YandexGPT в образовательный процесс: теперь нейросеть дает подсказки и находит ошибки в программном коде, предлагая гипотезы их возникновения. При этом она не дает готовых ответов, ее задача — подтолкнуть к поиску решений. Это повышает мотивацию студентов продолжать обучение и не останавливаться на моменте поиска ошибок — согласно нашему исследованию, именно это часто демотивирует студентов. 

Новая технология также освобождает время на более глубокое погружение в профессию и общение со своим наставником. В будущем можно представить, что микро ИИ-напарник, прикрепленный, например, на карман рубашки, с прямым доступом к условно бесконечной базе валидированных данных и знающий от и до возможности и потребности своего владельца, сможет помогать не только получать высшее образование, но и быстро осваивать микро-навыки в процессе работы».

Илья Курмышев

CEO Яндекс Практикума


*****

«Генеративные технологии хороши тем, что они могут быть полезны и обучающимся, и преподавателям. Они могут вдохновить человека созидать новое, уникальное или же могут помочь правильно сформулировать цели для своего саморазвития. Они также помогают преодолеть страх чистого листа — если сразу выполнить учебную задачу не получается, можно попросить ИИ предложить варианты решения. Но надо сделать это так, чтобы с предложенным материалом можно было работать самостоятельно, что даст возможность узнать новое для себя, найти решение сложной учебной задачи. Это важно, потому что есть высокий риск воспринимать текстовые генеративные технологии как «решебник», который выдаст готовое решение и не позволит критически осмыслить новую учебную информацию для формирования навыка».

 

Вячеслав Юрченков

Руководитель Центра исследований в области образовательных технологий, «СберУниверситет»


*****

«Помимо персонализации образовательного процесса, генеративный ИИ может способствовать развитию критического мышления и творческих навыков. Например, системы могут предложить студентам уникальные сценарии или задачи, которые требуют оригинального подхода и проблемного решения. Это подталкивает учащихся к самостоятельному мышлению и стимулирует их интеллектуальное развитие. 

Однако, особенно остро в применении технологии стоят вопросы конфиденциальности и безопасности данных. Также важно гарантировать, что применение ИИ не сократит уровень человеческого общения в образовательной сфере, что критично для формирования социальных навыков и развития эмоционального интеллекта».

 

Маргарита Варданян

Исполнительный директор онлайн-школы в сфере маркетинга MAED 



*****

Примеры проектов:
  • Персональный ИИ‑помощник от «Яндекс Учебника» — проект для подготовки к ЕГЭ по информатике. 

  • Kesha — бот-симулятор ситуаций на английском от SkyEng.  

  • Образовательная платформа Moscow Digital School использует большие языковые модели в процессе организации образовательной деятельности. Например, внутренний бот для доступа к GPT API и выполнения рутинных запросов (редактирование текстов, составление формальных документов, написание макросов и скриптов, составления графиков в Mermaid и др.). 

Мировой тренд «Обучение через вызов (challenge) как образовательный формат»

Обучение через вызов — это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. В отличие от проблемно-ориентированного обучения, где обучающемуся сразу предоставляется готовая проблема для решения, в обучении через вызов ученик изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить. Кроме того, данный формат подразумевает не просто командную работу, а именно междисциплинарное сотрудничество, требующее не только уважительного отношения к другим членам команды, но и понимания особенностей и социальных- демографических, профессиональных и культурных различий среди людей.


*****

«В обучении через вызов учащиеся погружаются в реальные ситуации. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике — направлены на развитие у учащихся критического мышления и способности к командной работе. Среди других преимуществ: глубокое погружение в учебный материал, повышение мотивации учащихся и подготовка к будущей карьере. 

Метод предлагает образовательную модель, которая может радикально изменить процесс обучения, делая его более релевантным для подготовки студентов к сложностям современного мира. Тем не менее существуют и определенные трудности при внедрении обучения через вызов: необходимость в квалифицированных педагогах, высокие ресурсные затраты, сложность оценки результатов обучения с помощью традиционных методов. Несмотря на эти вызовы, потенциальная польза от такого подхода делает его важным направлением для развития современной образовательной практики».

Эмма Юсова

Исполнительный директор онлайн-школы в сфере разработки игр XYZ (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)

«В обучении через вызов учащиеся погружаются в реальные ситуации. Основные принципы метода: актуальность задач, сотрудничество в группах, исследование и рефлексия, применение знаний на практике — направлены на развитие у учащихся критического мышления и способности к командной работе. Среди других преимуществ: глубокое погружение в учебный материал, повышение мотивации учащихся и подготовка к будущей карьере. 

Метод предлагает образовательную модель, которая может радикально изменить процесс обучения, делая его более релевантным для подготовки студентов к сложностям современного мира. Тем не менее существуют и определенные трудности при внедрении обучения через вызов: необходимость в квалифицированных педагогах, высокие ресурсные затраты, сложность оценки результатов обучения с помощью традиционных методов. Несмотря на эти вызовы, потенциальная польза от такого подхода делает его важным направлением для развития современной образовательной практики».

Эмма Юсова

Исполнительный директор онлайн-школы в сфере разработки игр XYZ (входит в образовательный холдинг Ultimate Education)


*****

«Обучение через вызов имеет большой потенциал стать одним из трендсеттеров в онлайн-образовании в 2024 году. Метод позволяет учащимся погружаться в реальные или приближенные к реальности ситуации, анализировать их и принимать решения. Подобный подход не только помогает усвоить пройденный теоретический материал, но и дает возможность сразу отработать его на практических примерах. 

Часто метод обучения через вызов применяется для работы со студентами в группах. Это способствует развитию коммуникативных  навыков и навыков работы в команде. Оба эти софт-скилла являются одними из ключевых для работодателей. 

Уже сейчас обучение через вызов все больше интегрируется в процессы найма и подбора персонала для оценки практических навыков кандидатов. Поэтому в образовании метод также может использоваться при подготовке к таким собеседованиям. Но это не значит, что традиционные методы стоит полностью исключить из образовательного процесса. Ключ к качественному образовательному продукту в балансе разных подходов и инструментов».

Мы не идем туда, где пусто. Мы учим тому, в чем сами разбираемся» |  Аналитика и интервью ED tech
Кирилл Мокевнин

Сооснователь онлайн-школы программирования «Хекслет»

*****

Примеры проектов:
  • Лига кейсов Changellenge — система кейс-чемпионатов, направленных на подготовку участников к карьере через практико-ориентированный подход.
  • MIR — всероссийский кейс-чемпионат по предпринимательству,  популяризирующий социальное, технологическое и креативное предпринимательство среди школьников, студентов и работающей молодежи.

  • «Нооген» — полигон креативного мышления для детей. Навыки формируются через решение специальных заданий («ноогеновских задач»), которые формулируются так, чтобы вступать в противоречие с привычным образом мыслей как детей, так и взрослых участников.

Мировой тренд «Подкасты как педагогическая технология»

Подкасты как педагогическая технология используются для обучения с помощью аудио-, видео- материалов. Данная технология способствует вовлечению учащихся в образовательный процесс, так как позволяет, с одной стороны, раскрыть их креативный потенциал, а с другой стороны, использовать учебные материалы в любое время неограниченное число раз в рамках курса, что потенциально может повлиять на улучшение образовательных результатов. Существует два основных способа использования подкастов в образовательной практике:

1. Использование подкастов, которые уже существуют.
2. Создание подкастов как преподавателями, так и обучающимися в рамках учебной групповой работы.


*****

«Подкасты выгоднее для обучения благодаря аудиоформату. Он воспринимается детьми проще за счет недолгой продолжительности и смысловой ёмкости. Кроме того, подкасты можно слушать в любое удобное время и, в отличии от офлайн-урока, включать на повтор. Подкасты уже используются в образовательном процессе и помогают ученикам постигать науку в различных форматах: от информационных сводок по теме урока до исторических экскурсов в прошлое».

Екатерина Тихонова

Член Всероссийского сообщества наставников-просветителей, автор канала Kate_happy_teacher, учитель начальных классов школы № 548 «Царицыно» города Москвы


*****

«За свой 14-летний опыт работы в онлайн-образовании я не встречал экспертов, которые бы утверждали, что аудиоподкасты работают в массовом обучении. Выигрышнее видеоподкаст. Его тоже можно слушать в фоновом режиме, а при желании подсмотреть, какую эмоцию выражает человек, чем он проиллюстрировал свою мысль. Аудио не позволяет это сделать. Кроме того, видео легко использовать для продвижения, например, нарезав на Reels. 

При этом в сегменте рынка “хобби-образование” аудиоподкасты — работающая история. Есть же “Арзамас”, “Магистерия”, за подкасты которых пользователи платят деньги. Хотя и там подкасты дополняются текстовой расшифровкой с картинками. Но если мы говорим про академическое образование — в нем другие стандарты. Задача вуза — воспитывать людей, которые могут создавать и удерживать в голове более сложную картину мира. TikTok не заставляет человека держать в голове контекст. Аудио и видеоролики можно использовать, чтобы завлечь. Настоящая наука — про тексты. В “Лекториуме” мы пробовали делать аудиоверсии лекций. Потом посмотрели статистику и обнаружили, что ими никто не пользуется, все продолжают читать и смотреть. Поэтому перешли на лонгриды — мультижанровый формат, сочетающий аудио, видео и картинки. Все для того, чтобы вырастить сложную мысль в голове человека».

Яков Сомов

Генеральный директор и сооснователь просветительского проекта «Лекториум», основатель «Лиги Голдберга»


*****

Примеры проектов:
  • «Страдающее Средневековье» — подкаст, в котором можно в развлекательном формате узнать о жизни людей в Средневековье.
  • «План Б» — подкаст о том, как научиться правильно управлять деньгами. 
  • «Петя и СберКот» — серии сказочных образовательных историй для детей.
Мировой тренд «Метавселенная для образования»

До сих пор использование метавселенных в образовании было ограничено специфическими областями, такими как STEM, где они использовались для моделирования систем и проведения экспериментов. Однако пандемия определила интерес к виртуальным мирам для онлайн-обучения в рамках разных предметных областей. Метавселенные состоят из виртуальных 3D-миров, в которых пользователи могут взаимодействовать через цифровых аватаров. Эти технологии позволяют усилить эффективность дистанционного обучения и снизить затраты, например, за счет практики студентов-медиков на виртуальных телах. Кроме того, опыт показывает, что использование метавселенных повышает вовлеченность и результативность учащихся.


*****

«AR/VR/XR/MR очень популярное направление среди корпораций. Если посмотреть различные корпоративные акселераторы, хакатоны или конкурсы, можно заметить, что компании ищут и ждут стартапы, предлагающие решение из метавселенной. Причем неважно, какая индустрия: ритейл, промышленность, телеком, банки, образование. Такой тренд сохраняется последние три года. Даже в промышленности AR/ VR используется, например, для удаленного обучения сотрудников и создания цифровых двойников. Можем упомянуть и музеи, выставки для студентов и школьников и не только. Так что AR и VR на пути полной интеграции в наши обычные жизни. Соответственно, эти технологии достаточно просты. Метавселенная предполагает использование гораздо более сложных технологий. Пока мы не наблюдаем metaverse в нашей обычной жизни, но корпорации также развивают это направление».

Арсений Даббах

Основатель аналитической платформы Dsight


*****

«Функции и механики метавселенной идеальны для отработки сложных и дорогостоящих элементов образовательного процесса. Это могут быть и лабораторные работы, и имитация реального процесса, когда для него нужно физическое присутствие. Кроме этого, стоит отметить инструмент для людей со специальными потребностями, когда ученики могут взаимодействовать через аватар, чувствовать себя комфортно, что им было бы сложно сделать в офлайне и в онлайне с камерой».

Михаил Свердлов

Эксперт и консультант по образовательному продукту и аналитике, автор Telegram-канала «Образование, которое мы заслужили»


*****

Примеры проектов:
  • «Школьная метавселенная» — школьная социальная онлайн-платформа с поддержкой технологий VR и AR, в которой проводятся уроки.

  • ModumLab — AR-приложение в школьном образовании, которое делает «ожившие иллюстрации» для учебников школьной биологии.

  • «Школьный квест» — школа «Яндекс Маркета» в Roblox, в которой можно поучаствовать в играх и получить промокоды для покупок на маркетплейсе.

  • ИКРА — школа инноваций и креативного мышления, метавселенная для бизнеса и образования от IKRA GROUP.