Как должна выглядеть школа XXI века

Команда организаторов семинара «Современное детство: теория и практика» пополнилась новым участником. Партнером семинара стал Центр изучения инноваций в образовании  организатор Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Первое совместное мероприятие, состоявшееся 23 марта, называлось «Образовательное пространство: круг, квадрат или параллелепипед» и было посвящено тому, какими должны быть дизайн и архитектура школ.

За последние несколько лет в России появилось несколько современных образовательных центров, организованных по западному образцу: среди них школа «Летово», центр «Сириус», школа совхоза им. Ленина. В 2018 году начнёт работать инновационный комплекс «Умная школа» в Иркутске. О ключевых трендах в дизайне образовательных пространств рассказала на встрече Елена Аралова, директор российского офиса компании «Martela» и финалист КИвО (проект EdDesign). В каком же направлении стоит двигаться, когда сегодня задумываешься об организации школьного пространства? 

  1. Отказ от традиционных классов, дети разного возраста в одном классе. Вместо отдельных предметов – междисциплинарные тематические кластеры;
  2. Полноценные сервисы на территории школы: типографии, телестудии, студии звукозаписи, копировальные станции и т.д.:
  3. Ориентация при проектировании пространств на развитие ключевых навыков XXI века – сотрудничества и коммуникации. Организация пространств по типу активности (activity based learning): для групповой работы, для уединения, coffee point и т.п.;
  4. Pop-up интерьер, т.е. постоянно и легко изменяемый. Использование долговечных материалов, которые позволяют снизить расходы на ремонт. Дизайн не только горизонтальных, но и вертикальных пространств (например, установка атриумов);
  5. Внимание к акустике и микроклимату, мобильность инженерных коммуникаций;
  6. Доминирование функциональности над декоративностью. Здание школы само по себе должно быть образовательным инструментом.

Заместитель директора Лицея ВШЭ по развитию Рустам Байбурин на примере нескольких кейсов из личного опыта продолжил мысль Елены: архитектура должна помогать решать педагогические задачи. При этом важно учитывать не только организацию пространства, но и установки учителей и администрации. Если человек 40 лет проработал в классической квадратно-гнездовой школе, ему будет непросто перестроиться на открытые пространства без чётких границ. Но главный тезис выступления Рустама – у школьников есть много идей относительно того, как должна выглядеть школа, и к ним стоит прислушиваться. Они даже сами готовы воплощать их в жизнь, но им необходимо сопровождение взрослого, который бы ставил чёткие задачи и поддерживал мотивацию.

(Рустам Байбурин рассказывает о лицейском опыте редизайна одного из помещений Красноярской летней школы)

Заместитель руководителя Школы дизайна ВШЭ Наталья Логутова поделилась результатами исследования дизайна и брендинга образовательных учреждений, проведённого Школой дизайна совместно с Институтом образования. Она обратила внимание на то, что при проектировании школьного пространства следует учитывать потребности не только учеников, но и учителей и родителей. Педагоги, например, предпочитают эмоциональный, насыщенный цветами дизайн в противовес аскетичному скандинавскому. Помимо очевидных запросов на комфорт, современность и визуальную привлекательность, у участников образовательного процесса существует также запрос на места хранения, зоны отдыха и рекреации, навигацию. Интересно, что запрос на комфортность общественных пространств в школе даже выше, чем на комфортность классов. Наталья отметила и проблемы в области проектирования архитектуры школ:

  • тематика, которая находится вне поля зрения ведущих архитекторов;
  • устаревшая нормативная база;
  • приобретение компонентов меньшей стоимости в ущерб качеству и дизайну;
  • недостаток информации и финансирования, скудость предложения современной мебели;
  • сложности с использованием новых материалов, формулированием технического задания, процессом согласования проекта;
  • конкуренция за внимание школьников с гаджетами, торговыми центрами, кинотеатрами.

Профессор Департамента психологии ВШЭ Софья Нартова-Бочавер отметила, что нередко реализация замысла архитекторов не приводит к ожидаемым результатам. Причина этого в том, что проектировщики принимают решения интуитивно, а не на основе результатов объективных научных исследований – поэтому нужно уже на самых ранних этапах проектирования подключать психологов. Кроме того, в России остро ощущается нехватка средовых экспериментов в этой области, в то время как на Западе давно развивается психология жизненных сред. Финские психологи выделяют четыре уровня дружелюбности среды. Школьная среда, по мнению Софьи, должна соответствовать третьему уровню, т.е. быть дружественной, но не абсолютно расслабляющей. В образовании всегда есть элемент самоограничения, и обучение должно развивать высшие психические функции человека – самодисциплину и контроль. Самая же большая сложность заключается в том, как сделать школу дружественной средой и при этом сохранить её массовость.

В конце дискуссии участники пришли к выводу, что школьное пространство – это живой, меняющийся организм, и у архитектуры этого пространства есть множество аспектов, которые иногда противоречат друг другу и которые необходимо учитывать.

*****


С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.