Цифровая эпоха наступила, но “цифра” пока не овладела умами: педагоги осторожны в оценке технологий и неактивны в их использовании
Исследователи Лаборатории изучения инноваций в образовании стали спикерами Летней школы “Цифровая среда и неравенство образовательных возможностей” ( “Digital Environment and Inequality of Educational Opportunities” ), Института образования НИУ ВШЭ. С 30 июня по 5 июля школа объединила ученых и студентов со всего мира (США, Бразилия, ЮАР, Великобритания, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Финляндия, Россия) с разным исследовательским бэкграундом (социология, экономика, педагогика, право, инженерные науки). Ключевой темой для обсуждения стало образование в цифровую эпоху.
Какова технологическая готовность педагогов?
Важнейшая задача исследований цифровизации в образовании сегодня ― наблюдение и анализ изменений на микроуровне. Именно от рядовых участников образовательного процесса ― преподавателей и учащихся ― в конечном итоге зависит успех цифровизации.
Инструменты ЛИИвО для изучения способности акторов образовательного процесса осваивать новые решения и технологии
Методика “Цифровая технологическая готовность” (от англ. TRI: Technology Readiness Index) направлена на изучение четырех компонентов отношения к цифровым технологиям: оптимизма, инновационности, дискомфорта и неуверенности [Parasuraman, Colby, 2015].
Модель “Замещение-Улучшение-Модификация-Трансформация“ (от англ. SAMR: Substitution, Augmentation, Modification, Redefinition) позволяет измерить степень трансформации педагогических практик с помощью технологий на четырех уровнях [Hamilton et al., 2016].
Результаты исследований Лаборатории говорят о том, что готовность сотрудников образовательных организаций к принятию и использованию технологий, измеренная по методике “Цифровая технологическая готовность”, остается на низком уровне: они испытывают трудности при обращении с новыми технологиями и сервисами, воспринимают их как ненадежные и малопродуктивные.
Обсуждая итоги изучения практик учителей с помощью инструмента “SAMR”, участники сессии отметили многомерность цифровой трансформации. Например, педагоги используют как общеизвестные цифровые инструменты (готовые презентации, офисное ПО), так и более нишевые технологии, меняющие процесс преподавания и коммуникацию между учителем и учениками (смартфоны, приложения).
При этом процесс цифровой трансформации образования напрямую зависит от того, насколько сами педагоги вовлечены в “цифру”, каков их личный инновационный потенциал ― установки по отношению к технологиям, практики их использования и уровень цифровой субъектности (agency). Одним из важных противоречий является то, что учителя, как правило, положительно смотрят на сами возможности использования технологий в учебном процессе, но при этом их цифровая субъектность ― цифровые навыки и самостоятельность в освоении технологий ― остается на низком уровне, что в значительной мере препятствует успешной цифровизации и трансформации практик.
Трансформирует ли цифровизация образование?
В процессе обсуждения участники отметили новые возможности, которые остаются невостребованными в образовании сегодня, но могут “выстрелить” в ближайшем будущем. Например, онлайн-платформы на основе децентрализованных сетей захватили многие рынки услуг ― перевозки, аренды жилья и доставки еды. “Уберизация” (от названия компании Uber, которая впервые масштабно применила технологию), к сожалению, пока что остается в стороне от системы образования. Возможность минимизации звеньев между клиентами и поставщиками услуг позволяет существенно снизить временные и финансовые затраты: быстро найти замену заболевшему учителю или репетитора на одно занятие, чтобы разобраться в конкретной теме.
Обсуждение влияния технологий на систему образования развернулось вокруг следующих трендов:
- увеличение доступа к качественным образовательным материалам, перераспределение и совместное владение информационными и властными ресурсами;
- повышение гибкости и индивидуализация образовательных треков;
- новые образовательные технологии и учебные материалы (не только замена бумажных носителей электронными, но и VR-аналоги обычных игрушек в детских садах).
Участники мастер-класса также отметили системный риск низкой эффективности цифровой трансформации вопреки крупным инвестициям и масштабной работе на глобальном и национальном уровнях. Этот риск будет реализован в полной мере, если не будут использованы адекватные методики цифровизации или педагоги окажутся недостаточно подготовленными. Кроме того, цифровизация как трансформирующий тренд несет в себе ряд рисков:
- сокращение практик личного взаимодействия как между учителем и учеником, так и между детьми в рамках одного класса или школьного сообщества;
- усложнение поддержания внимания и сохранения высокой вовлеченности в связи с отвлекающими факторами в сети;
- нарушение авторских прав и конфиденциальности информации;
- нарастание давления со стороны инстанций, контролирующих образовательный процесс и его результаты, угроза неприкосновенности частной жизни участников образовательного процесса.
В целом дискуссия показала, что эксперты оценивают цифру как уже наступившую реальность в образовании, к которой требуется эффективная адаптация. Результативность цифровой трансформации в равной мере зависит от педагогов и авторов цифровых решений. Успешная интеграция технологий в образовательный процесс возможна только при комплексном подходе. С одной стороны, критически важно уделять достаточное внимание “приземлению” технологий на местах. С другой, необходимо постоянно работать с вызовами, которые сопровождают появление новых цифровых инструментов, и настраивать соответствующим образом образовательный процесс.