• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Цифровая эпоха наступила, но “цифра” пока не овладела умами: педагоги осторожны в оценке технологий и неактивны в их использовании

2 июля  Татьяна Хавенсон, Анастасия Андреева и Анастасия Лукина провели мастер-класс, в рамках которого поделились результатами “цифровых” исследований Лаборатории и провели брейнсторм-сессию, посвященную трендам современного образования. Основные тезисы доклада и результаты дискуссии - в этом материале.

Исследователи Лаборатории изучения инноваций в образовании стали спикерами Летней школы “Цифровая среда и неравенство образовательных возможностей” ( “Digital Environment and Inequality of Educational Opportunities” ), Института образования НИУ ВШЭ. С  30 июня по 5 июля школа объединила ученых и студентов со всего мира (США, Бразилия, ЮАР, Великобритания, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Финляндия, Россия) с разным исследовательским бэкграундом (социология, экономика, педагогика, право, инженерные науки). Ключевой темой для обсуждения стало образование в цифровую эпоху.
© Высшая школа экономики/ Анастасия Капуза

 

Какова технологическая готовность педагогов?


Важнейшая задача исследований цифровизации в образовании сегодня ― наблюдение и анализ изменений на микроуровне. Именно от рядовых участников образовательного процесса ― преподавателей и учащихся ― в конечном итоге зависит успех цифровизации. 

Инструменты ЛИИвО для изучения способности акторов образовательного процесса осваивать новые решения и технологии

Методика “Цифровая технологическая готовность” (от англ. TRI: Technology Readiness Index) направлена на изучение четырех компонентов отношения к цифровым технологиям: оптимизма, инновационности, дискомфорта и неуверенности [Parasuraman, Colby, 2015].

Модель “Замещение-Улучшение-Модификация-Трансформация“ (от англ. SAMR: Substitution, Augmentation, Modification, Redefinition)  позволяет измерить степень трансформации педагогических практик с помощью технологий на четырех уровнях [Hamilton et al., 2016].

Результаты исследований Лаборатории говорят о том, что готовность сотрудников образовательных организаций к принятию и использованию технологий, измеренная по методике “Цифровая технологическая готовность”, остается на низком уровне: они испытывают трудности при обращении с новыми технологиями и сервисами, воспринимают их как ненадежные и малопродуктивные. 


Обсуждая итоги изучения практик учителей с помощью инструмента “SAMR”, участники сессии отметили многомерность цифровой трансформации. Например, педагоги используют как общеизвестные цифровые инструменты (готовые презентации, офисное ПО), так и более нишевые технологии, меняющие процесс преподавания и коммуникацию между учителем и учениками (смартфоны, приложения). 


При этом процесс цифровой трансформации образования напрямую зависит от того, насколько сами педагоги вовлечены в “цифру”, каков их личный инновационный потенциал ― установки по отношению к технологиям, практики их использования и уровень цифровой субъектности (agency). Одним из важных противоречий является то, что учителя, как правило, положительно смотрят на сами возможности использования технологий в учебном процессе, но при этом их цифровая субъектность ― цифровые навыки и самостоятельность в освоении технологий ― остается на низком уровне, что в значительной мере препятствует успешной цифровизации и трансформации практик. 


Трансформирует ли цифровизация образование? 


В процессе обсуждения участники отметили новые возможности, которые остаются невостребованными в образовании сегодня, но могут “выстрелить” в ближайшем будущем. Например, онлайн-платформы на основе децентрализованных сетей захватили многие рынки услуг ― перевозки, аренды жилья и доставки еды. “Уберизация” (от названия компании Uber, которая впервые масштабно применила технологию), к сожалению, пока что остается в стороне от системы образования. Возможность минимизации звеньев между клиентами и поставщиками услуг позволяет существенно снизить временные и финансовые затраты: быстро найти замену заболевшему учителю или репетитора на одно занятие, чтобы разобраться в конкретной теме.


Обсуждение влияния технологий на систему образования развернулось вокруг следующих трендов:

  1. увеличение доступа к качественным образовательным материалам, перераспределение и совместное владение информационными и властными ресурсами;
  2. повышение гибкости и индивидуализация образовательных треков;
  3. новые  образовательные технологии и учебные материалы (не только замена бумажных носителей электронными, но и VR-аналоги обычных игрушек в детских садах).

 

Участники мастер-класса также отметили системный риск низкой эффективности цифровой трансформации вопреки крупным инвестициям и масштабной работе на глобальном и национальном уровнях. Этот риск будет реализован в полной мере, если не будут использованы адекватные методики цифровизации или педагоги окажутся недостаточно подготовленными. Кроме того, цифровизация как трансформирующий тренд несет в себе ряд рисков: 

  1. сокращение практик личного взаимодействия как между учителем и учеником, так и между детьми в рамках одного класса или школьного сообщества;
  2. усложнение поддержания внимания и сохранения высокой вовлеченности в связи с отвлекающими факторами в сети;
  3. нарушение авторских прав и конфиденциальности информации;
  4. нарастание давления со стороны инстанций, контролирующих образовательный процесс и его результаты, угроза неприкосновенности частной жизни участников образовательного процесса. 

 


В целом дискуссия показала, что эксперты оценивают цифру как уже наступившую реальность в образовании, к которой требуется эффективная адаптация. Результативность цифровой трансформации в равной мере зависит от педагогов и авторов цифровых решений. Успешная интеграция технологий в образовательный процесс возможна только при комплексном подходе. С одной стороны, критически важно уделять достаточное внимание “приземлению” технологий на местах. С другой, необходимо постоянно работать с вызовами, которые сопровождают появление новых цифровых инструментов, и настраивать соответствующим образом образовательный  процесс.