Лаборатория Инноваций в Образовании разработала сценарий игры, который позволил китайским и российским студентам побывать в «шкуре» директоров школ и предложить управленческие решения по цифровой трансформации

Исследователи Лаборатории инноваций в образовании стали спикерами на III Российско-китайской летней школе “Преодолевая последствия COVID-19 в образовании: неравенство, инновации, информационные технологии” . С 12 по 16 июля школа объединила студентов одного из самых престижных в области педагогики в Китае Колледжа образования Чжэцзянского университета и студентов НИУ ВШЭ.

Лаборатория Инноваций в Образовании разработала сценарий игры, который позволил китайским и российским студентам побывать в «шкуре» директоров школ и предложить управленческие решения по цифровой трансформации

В рамках мастер-класса сотрудники лаборатории Анастасия Андреева, Михаил Щевлягин и Никита Котик познакомили студентов с актуальными разработками Лаборатории, касающихся цифровой трансформации в образовательных организациях. Эти знания студентам пришлось прямо с колес применять в рамках прикладной задачи. Студентам были предложены кейсы (портрет образовательных организаций с разным уровнем цифровой готовности) и поставлена задача предложить стратегию по внедрению цифровой платформы внутри образовательной организации. Краткий конспект дискуссии в материале ниже.

Стратегия цифровой трансформации с учетом опыта пандемии COVID -19

В условиях пандемии COVID-19 образовательные системы во всем мире столкнулись с серьезным вызовом — необходимостью быстрого и кардинального перестроения образовательного процесса.

Результаты исследований ЛИвО говорят о том, что рассматриваемый процесс перехода на дистанционное обучение кардинально отличается от привычного процесса распространения инноваций, описанного теорией диффузии инноваций Э. Роджерса. Во-первых, это связано с отсутствием этапности в процессе внедрения акторами инновационных практик в свою деятельность. Особенность выбора цифровых инструментов в контексте пандемии заключалась в использовании того, что оказалось в ближайшем доступе, что нивелировало стадии формирования отношения к инновации (второй этап по Роджерсу) и принятия индивидуального решения (третий этап по Роджерсу). Во-вторых, процесс распространения инновации в контексте пандемии в 2020 году уравнял всех участников образовательного процесса, размыв границу между “инноваторами” и “отстающими” с точки зрения скорости адаптации нового формата. На дистанционное обучение в очень сжатые сроки перешли и учителя, от которых это ожидалось и до пандемии, и учителя, кто ранее не включался в инновационную активность. На уровне образовательной организации сложился новый инновационный коллективный профиль – когда все сотрудники школы стали “инноваторами”. В-третьих, на системном уровне сама школа не смогла остаться инертной и медлительной и включилась в гонку трансформации и цифровизации всех процессов наравне с другими социальными и бизнес институтами. 


Обобщая результаты анализа на трех уровнях (микро-; мезо- и мета-), можно заключить, что в ситуации перехода на дистанционное обучение наблюдался “уплотненный” процесс распространения инноваций, то есть не постепенный, медленный, поэтапный процесс адаптации (диффузный), а одномоментный, быстрый, взрывной процесс (шоковый).

Это результаты грантового исследовательского проекта РФФИ  №20-311-90082.
Подробнее Королева Д.О, Андреева А. А. Хавенсон Т.Е. “Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии” (в печати).


Адресная стратегия цифровой трансформации: индивиды имеют значение

Исследователи ЛИвО выделяют 3 уровня цифровой трансформации образования сегодня:

1) Политический  - это принятие нормативных документов и рамок

2) Организационный (климатический) - инфраструктура (доступность, качество)

3) Социокультурный - мотивы, ценности, убеждения, практики. 

 

Каждому из них соответствуют различные процессы цифровых трансформаций в образовании. Например, процесс принятия реформ, который исходит от политиков, проходит через отдельных индивидов или учителей к практике использования информационно-коммуникационных технологий. На этом уровне зачастую возникает проблема доверия при мобилизации учителей для поддержки программы реформ. Без учительской поддержки политики, основанной на реформах, на ежедневных уроках произойдет мало существенных изменений. То есть, развитие инфраструктуры необходимо, но недостаточно!

 

Настоящая трансформация предполагает создание качественно новых возможностей для обучающихся 

“Сегодня цифровая трансформация в образовании – это движение к персонализированному обучению в постоянно развивающейся образовательной организации”. (Уваров, 2020)

 

Во-первых, цифровая трансформация это не использование всех цифровых ресурсов в образовательном процессе, а интеграция таких цифровых решений, которые позволяют преобразовывать и модифицировать обучение. Следовательно, не все цифровые инструменты приводят к трансформации в образовании. Более того, нельзя забывать ради кого используются информационные технологии – ради обучающегося, который является сердцем образовательного процесса. В этой связи, отмечаются различные системы обучения, отражающие разную степень “студоцентричности” (student-centred) педагогической деятельности: 

1) Традиционная (где процесс обучения универсален для всех учащихся в классе, а содержание и процедура обучения определяются преподавателем); 

2) Дифференцированное обучение (где процесс обучения организуется для определенных групп в классе, содержание и процедура обучения определяются преподавателем); 

3) Индивидуализированное обучение (при котором учебный процесс организован для каждого ученика в классе, содержание и процедура обучения также определяются преподавателем); 

4)Персонализированное обучение (учебный процесс организован для каждого ученика в классе, а содержание и процедура обучения определяются студентом).


В рамках каждой системы процесс трансформации также может происходить по-своему, а внедрение цифровых технологий не всегда приводит к цифровой трансформации в образовании.


Другим важным для цифровой трансформации показателем можно считать индекс технологической готовности (Technology readiness index - TRI). Технологическая готовность – это характеристика индивидуального уровня, которая отражает склонность индивидов использовать новые технологии. Эта склонность формируется из взаимодействия позитивных и негативных установок относительно технологий. С помощью опросного инструмента можно не только определить уровень технологической готовности, но и сегментировать любых потенциальных пользователей на основе их установок.

К основным сегментам относятся:


‘Скептики’ — склонны иметь отстраненный взгляд на технологии, с менее экстремальными положительными и отрицательными убеждениями.

‘Исследователи’ — как правило, имеют высокую степень мотивации и низкую степень сопротивления. Они являются движущей силой цифровизации. 

‘Избегающие’ — как правило, имеют высокую степень сопротивления и низкую степень мотивации. Как правило, они принимают технологию в последнем порядке

‘Новаторы’ — как правило, придерживаются как сильных положительных, так и отрицательных взглядов на технологии. Они готовы принять, но, во-первых, требуют дополнительной гарантии

‘Нерешительные’ — выделяются своей низкой степенью инновационности.

 

Таким образом, исследователи ЛИвО пришли к выводам, что изменения в образовательном процессе происходят на разных уровнях, но настоящая трансформация предполагает создание качественно новых возможностей для обучающихся. Персонализация с помощью цифровых технологий может стать инструментом для достижения этой цели. А многообразие установок относительно цифровых технологий может объяснить их реальное использование в классе.

 

Какую стратегию выбрать для внедрения цифровых технологий в образовательной организации?


В ходе мастер-класса участникам предлагалось представить себя в роли менеджеров образовательных организаций. Учитывая доли сотрудников из разных сегментов по установкам, необходимо было предложить стратегию внедрения цифровой платформы внутри своей организации. Участники воркшопа дискутировали и предлагали свои рекомендации по решению кейсов. Например, исходя из описания особенностей установок каждого сегмента и их представленности участники предлагали проводить дискуссии и доносить логичные причины для внедрения цифровой платформы, чтобы снять стресс скептически настроенных сотрудников; организовать сотрудничество и обмен опытом между проактивными и сомневающимися сегментами. В ситуации, где среди сотрудников превалируют технологические пессимисты было предложено выстраивать связи с внешними акторами.
Подводя итоги мастер-класса, участники отметили важность адресного подхода к решению комплексных задач в области цифровизации образовательного процесса.

 

 

На основе результатов грантового проекта РНФ № 19-78-10127. Подробнее Хавенсон Т.Е., Котик Н.В., Королева Д.О. Пять профилей технологической готовности школьных учителей: от “скептиков” к “исследователям” (в печати).