Лезгинская сказка в VR-шлеме, медиастудия в горах и навыки кон­струк­тив­но­го спора: об­ра­зо­ва­тель­ные инновации в Дагестане

Слова «инновации в образовании» у многих ассоциируются с федеральными проектами и обновлением технологической инфраструктуры. Но поле инноваций намного шире, если под ними понимать любые методы работы, которые являются новыми для локального контекста. Они могут решать специфические местные проблемы, используя для этого те средства, которыми располагает отдельная школа или сообщество.
Сотрудники Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ провели исследование низовых инноваций в Республике Дагестан, то есть таких проектов, которые организованы местными жителями или школьными работниками по собственной инициативе. На какие проблемы нацелены эти проекты? Как именно они их решают? Как они соотносятся с глобальными тенденциями в образовании?

Лезгинская сказка в VR-шлеме, медиастудия в горах и навыки конструктивного спора: образовательные инновации в Дагестане

ЛИвО

Инновации для сохранения традиций

Инновации не по распоряжению сверху, а по собственной инициативе появляются, когда активный человек остро чувствует проблему или потребность местного сообщества. Республика Дагестан – один из регионов, в котором таких инициатив снизу много. Их запускают учителя и директора, книжные магазины, музеи, частные инвесторы.

Дагестан – самая многонациональная республика России. В ней живут несколько десятков разных народностей; одних только государственных языков в Дагестане – четырнадцать. Сегодня традиции постепенно забываются. Многие активисты в образовании борются за сохранение культурного разнообразия, за то, чтобы обычаи и языки предков жили.

«У меня было желание организовать для детей, которые приезжают сюда учиться, небольшую ювелирную мастерскую для того, чтобы, как мы в селе, дети проходили курсы ювелирного ремесла, – говорит основатель образовательного проекта, сохраняющего национальные ремесла. – Но получилось так, что я начал собирать статистику и данные по другим национальным ремёслам, в том числе по балхарской керамике, кайтагской вышивке и так далее. Оказалось, что во всём городе отсутствуют такие образовательные точки по национальным ремёслам. Если детей не учат их национальному ремеслу, то следующим этапом оно вымрет».

Возродить интерес к традициям часто помогают технические средства и творческий подход.

«Мы берем лезгинскую сказку, каждому ребенку выбираем героя из этой сказки. Ребенок делает с ним скульптуру, ковер и еще отрисовывает его в шлеме виртуальной реальности», – рассказывает основатель центра просвещения.

Другие проекты используют новые технические возможности, чтобы поддержать общение на родном наречии, вызвать интерес к истории своего села и рода. Например, на базе книжных клубов проходят онлайн-встречи земляков, живущих в разных странах.

Поддержка горных сел

С помощью нововведений в образовании дагестанцы стремятся поддержать жизнь горных сел. Частные инвесторы строят там современные здания школ, открывают передовые центры допобразования, организуют пансионаты, чтобы дети могли учиться в родном селе, даже если родители работают в городе.

Сельские школы запускают новые занятия: например, изучение арабского языка, каллиграфии, программирования и 3D-моделирования.

 «Собралась сельская диаспора – решила, что они не разрешат закрыть школу. Точно также как и с нашей. Им жалко стало родное село», – объясняет инициативность местных жителей учитель горной школы.

Развитие навыков общения

Ряд новых проектов нацелен на освоение навыков, как технических, так и «мягких»: умение учиться, лидерство, навыки переговоров и самопрезентации, проактивный и предпринимательский подход. Основатель курсов ораторского мастерства поясняет, что жителям региона не хватает умения корректно и эффективно спорить: «Как убеждать людей в переговорах, дебатах, спорах, как вести конструктивный спор (...) – это сейчас в Дагестане большая проблема. Люди и в публичной, и в бытовой сферы не могут грамотно, конструктивно, полезно вести спор». Книжные магазины организуют интенсивы для детей и взрослых по развитию навыков коммуникации. Музей истории религий открыл свою арт-студию, а просветительский центр в горах – медиастудию с трехнедельными сменами. Другие летние лагеря развивают программирование, робототехнику, 3D-моделирование.

Другие низовые инновации заключаются в расширении методических подходов и новой организации учебной среды. Обычные уроки начинают включать в себя беседы, игры, совместное творчество.

Меняется физическое пространство обучения, оно становится более неформальным и креативным (например, вместо рядов парт ставят пуфики полукругом), способствует доверительному обмену идеями. В школах-пансионах и в городских школах полного дня учителя вовлекают детей за пределами уроков, развиваются наставничество и обучение в сообществе.

Выводы исследования

Глобальные тенденции приобретают конкретные очертания в местных низовых инновациях. Например, сегодня во всем мире считается, что образование должно помогать ученикам найти свою идентичность. Мы видим, как в Дагестане образовательные проекты помогают детям осознать себя через малую родину, историю предков. Глобальной тенденцией является акцент на «мягких навыках» и компетенциях – а в республике инноваторы помогают развивать навыки конструктивного спора, работают над улучшением читательской грамотности детей. Ученые говорят о важности равного и справедливого доступа к хорошему образованию – местные инвесторы строят новые школы-пансионы в горных селах.

Низовые инновации в Республике Дагестан развиваются как внутри формальной системы образования, так и вне её, давая начало новым центрам, школам, площадкам. Отследив области приложения усилий низовых инноваторов, можно выяснить, чего не хватает региональной образовательной системе как по содержанию, так и по инфраструктуре. А также понять механизмы вовлечения активных людей в развитие образования и масштабировать лучшие практики.

Текст взят с сайта Вести образования.