Форсайт-исследование сценариев развития российской образовательной системы: на стыке социальных запросов и новых технологий.

Команда Лаборатории инноваций в образовании совместно с коллегами из лаборатории КФЦОС ТГПУ (г. Томск) предприняла попытку построения сценариев развития образования будущего.
На первом этапе исследования была структурирована повестка международных исследований в области форсайта в образовании. Факторы трансформации образовательных систем и наиболее репрезентируемые рекомендации от международных центров составили базу для дальнейшего экспертного диалога.

Базу обзора составили:

4 Strategic Shifts in Higher Education, HolonIQ

Defining the skills citizens will need in the future world of work, McKinsey & Company

2024 EDUCAUSE Horizon Report® Teaching and Learning Edition

Trends Shaping Education, OECD

Будущее  оБразования: глобальная  повестка, Сколтех

Future of Jobs Report 2023 INSIGHT REPORT MAY 2023, World Economic Forum

The 2024/5 Global Education Monitoring Report, The Global Education Meeting - Fortaleza Declaration

Education Finance Watch 2024, World Bank

Choosing Our Future: Education for Climate Action, World Bank

SDG 4 scorecard progress report on national benchmarks: focus on teachers, Unesco

Inclusive Wealth Report (IWR) 2024: Special Issue on Social Emotional Capital Accounts (SECA), UNESCO Mahatma Gandhi Institute of Education for Peace and Sustainable Development

The International Science and Evidence Based Education (ISEE) Assessment, UNESCO Mahatma Gandhi Institute of Education for Peace and Sustainable Development

The Knowledge Future: Intelligent policy choices for Europe 2050

UNICEF Annual Report, A snapshot of UNICEF's accomplishments over the years

Prospects for Children in the Polycrisis: A 2023 Global Outlook, Unicef


Факторы трансформации образовательных систем

В докладах международных организаций и исследовательских компаний трансформацию образовательной системы соотносят с влиянием множества факторов, включая социальные, технологические, экономические, политические аспекты и рынок труда. Социально значимыми являются изменения в отношении к образованию, демографическая динамика и новая структура занятости. Технологически важную роль играют вопросы кибербезопасности, цифровое неравенство и прогресс технологий. Экономический аспект включает стремление к устойчивому развитию и новую финансовую архитектуру. Рынок труда диктует необходимость непрерывного обучения и развития таких навыков, как цифровая грамотность, лидерство и саморегуляция. Политика также влияет на образовательные процессы через усиление государственного регулирования и смещение акцентов в деятельности чиновников. Все эти факторы тесно связаны и требуют комплексной адаптации образовательных систем для достижения её соответствия современным вызовам.

На диаграмме ниже представлены основные факторы, выделенные на основе обзора докладов и отчетов о будущем образования.


Структура рекомендаций по развитию образовательной системы

Кратко рассмотрим структуру рекомендаций, которые были разработаны международными организациями и исследовательскими центрами для поэтапной трансформации образовательной системы. Рекомендации охватывают разные аспекты образовательного процесса, акцентируя внимание на достижении гибкости, индивидуализации и интеграции технологий. Основные направления развития образования включают распределенное обучение, создание цифровой среды и развитие навыков критического мышления. Важным аспектом является укрепление связи образования с трудовой деятельностью, что предполагает адаптацию учебных программ к требованиям работодателей. Также подчеркивается необходимость вовлечения родителей и местных сообществ в образовательный процесс. Это необходимо для создания инклюзивной и устойчивой образовательной среды, способствующей активному участию всех заинтересованных сторон.
1. Рекомендации по развитию структуры образовательного процесса:

1.1. Развитие распределенного обучения:

- через образовательные онлайн-игры;
- через зачёт в школе пройденных программ дополнительного образования;
- через обучение на разных площадках за стенами школы в практической деятельности.

1.2. Гибкость и мультиформатность образовательного процесса, в том числе:

 - гибкая архитектура образовательных учреждений, позволяющая реализовать большое количество образовательных форматов для индивидов и групп;

создание для каждого ученика индивидуальной образовательной траектории (включая прогнозную карьерную траекторию) с возможностью полноценного асинхронного образования, объединяющие основной образовательный процесс и внеучебную деятельность.

1.3. Создание сквозной цифровой среды, поддерживающей весь процесс образования, а также разработку курсов, взаимодействие с сообществами.

1.4. Развитие ИИ-систем, которые будут вовлекать взрослых в необходимое им обучение на протяжении всей жизни.

2. Рекомендации по трансформации содержания образовательного процесса:

2.1. Фокусирование учебных программ на развитии навыков DELTAs:
- градуирование уровня их развития для каждого возраста;
- формирование системы квалификаций на оценке навыков DELTAs.

2.2. Развитие критического мышления и навыков работы с дезинформацией.

2.3. Развитие технологий обучения в командах, работающих над творческими проектами при поддержке наставников.

2.4. Экологизация учебных программ:
- включение обучения по вопросам экологии и изменения климата во все уровни образования;
- повышение информированности и доступности "зеленых" навыков;
- поощрение студентов к активному участию в решении экологических проблем.

2.5. Включение в учебные планы многообразия навыков и компетенций:
- развитие социально-эмоциональных компетенций;
- навыки для управления стрессом, тревогой и конфликтами, навыки саморегуляции;
- целостное образование, связывающее познание, метакогнитивные компетенции, познание и социо-эмоциональный интеллект.

2.6. Адаптация образовательных программ к потребностям личности и жизненному контексту.

2.7. Инвестиции в обучение на родном языке в дошкольном образовании.

2.8. Интеграции научных проектов в образовательный процесс и поддержка исследовательской активности как способ повышения качества образования и подготовки студентов к будущим вызовам.

 3. Рекомендации по укреплению взаимосвязи образования и работы:

3.1. Развитие новых подходов к оценке квалификации - работодатели и правительства должны признавать более широкий набор сертификатов.

3.2. Усиление влияния работодателей на наборы навыков, которые осваивают студенты.

3.3. Развитие дополнительного обучения и переподготовка в корпоративных университетах как обязательная часть выстраивания карьеры.

 4. Рекомендации по реорганизации образовательного процесса:

4.1. Защита конфиденциальности и безопасности данных обучающихся.

4.2. Поддержка психического здоровья и ментального благополучия обучающихся.

4.3. Развитие гибких систем оценки, ориентированных на поддержку мотивации и формирование компетенций самосовершенствования у самого ученика, динамические и формирующие оценки работ учащихся.

4.4. Внедрение раннего всеобщего скрининга, вмешательство и мониторинг с целью разработки инклюзивного образования и обучения.

4.5. Поощрение самостоятельности учащихся и переход от пассивного к активному обучению, развитие диалоговых отношений между педагогом и обучающимся.

4.6. Развитие «культуры эксперимента»: предоставление возможностей и ресурсов (в т.ч. времени ученикам и преподавателям) для индивидуальных и коллективных,экспериментов  в области образования, науки, искусства, социальной деятельности (сопровождение и тиражирование успешных решений).

4.7. «Смешанная» педагогика с использованием значительного объема онлайн-курсов  и игр, закупаемых для класса / курса / всей школы или университета.

4.8. Использование ресурса социальных сетей для поддержки образовательного процесса внешними компетенциями.

4.9. Инвестиции в механизмы долгосрочной лояльности учащихся, такие как: нематериальная мотивация молодых талантов за счет работы с групповой идентичностью, долгосрочная контрактная аффилиация.

 5. Рекомендации по развитию партнерств и взаимодействий с внешней средой:

5.1. Совместные учебные процессы с носителями реальной деятельности (бизнес, социальные движения, профессиональные сообщества), в том числе:
-ммеждисциплинарные исследования и сотрудничество с неакадемическими субъектами для развития академического предпринимательства;
-мконцентрация на потребностях территории (школа или университет будут становиться центрами общественной жизни местного сообщества, брать на себя новые роли);
-мконцентрация на обслуживании целей отрасли промышленности или сектора экономики.

5.2. Развитие связи между школьной и домашней средой, в том числе:
-мподдержка и руководство для родителей в том, как организовать и насытить развивающую среду для ребёнка с первых лет жизни;
- вовлечение родителей в проекты образовательных организаций;
- развитие стимулирующей домашней учебной среды, которая, в свою очередь, положительно влияет на когнитивные и некогнитивные результаты.

5.3. Работа с сообществом выпускников (предложение услуг по дополнительному обучению, привлечение к собственным образовательным программам в качестве экспертов или преподавателей, привлечение к финансированию программ учебного учреждения, участие в стартапах выпускников и др.).

5.4. Поддержка и укрепление партнерских отношений между образовательной организацией  и местным сообществом для продвижения более локализованных учебных программ (связать обучение с реальными ежедневными проблемами в жизни учащихся).

6. Рекомендации в области государственных решений на уровне системы образования:

6.1. Развитие стандартов экологически устойчивой школы и создание комитетов экологического управления, включающих учеников и родителей.

6.2. Разработка и распространение новых образовательных стандартов для поддержки внедрения технологий в образовательный процесс: ключевые направления - защита данных, алгоритмы обработки больших данных, качество и надежность технологических решений.

6.3. Развитие системы оценки качества образования с включением контекстных показателей.

6.4. Увеличение доли образования в пакетах стимулирующих мер.

6.5. Повышение эффективности и справедливости расходов на образование.

7. Рекомендации по развитию систем подготовки учителей и управлению кадрами в образовательных организациях:

7.1. Повышение квалификации учителей в тематиках устойчивого развития и экологии.

7.2. Поддержка систем наставничества в образовательных организациях.

7.3. Развитие социальных и эмоциональных компетенций педагогов.

7.4. Обучение педагогов использованию цифровых платформ, адаптация преподавателей в условиях технологической модернизации системы образования.

7.5. Повышение профессионализма руководителей образовательных организаций и преодоление неэффективных систем их отбора.

7.6. Распределение руководящих обязанностей между заместителями директоров, учителями, вспомогательным персоналом, учащимися, родителями и сообществом.

7.7. Развитие прозрачных траекторий карьерного роста внутри учебного заведения.

На втором этапе исследования состоялся содержательный диалог с экспертами - представителями органов управления, развития и создателями инновационных инициатив на различных уровнях образовательной системы. Мы обсудили факторы, которые повлияют на будущее обучения в целом, и их релевантность российской системе образования. Дополнительно мы обратились к рекомендациям, предложенным международными общественными организациями, попытавшись “приземлить” их на российский контекст и оценить потенциальное позитивное влияние на образовательный процесс, равно как и сопряженные сложности и риски их реализации.

Экспертная дискуссия позволила приоритезировать влияние различных факторов на российское образование и выявить взаимосвязи между группами факторов.

На уровне политических факторов эксперты отметили усиление роли административного ресурса, формирование иерархии задач и систем переадресации инициатив с федерального на региональный и муниципальный уровень.

И в то же время на современном этапе политические факторы проявляют себя не только в проникновении федеральной повестки в содержание образования и регулировании системы сверху, но и в изменении управленческой культуры. По словам Марины Станиславовны Садиевой, речь идет об укреплении законотворческого мышления у педагогов, у авторов инновационных инициатив на уровне отдельной школы:

Мне очень нравится, что уже мышление рядовых сотрудников системы образования начинается в плоскости законотворческой деятельности. То есть они начинают понимать роль политики в образовании. Они понимают, для того, чтобы система иначе работала, надо внести изменения во ФГОСы, в профстандарты, в конкретные законодательные акты. Еще раз повторюсь, здорово, что я это слышу сейчас от рядовых сотрудников, не только от управленцев.

Следствием такого поворота становится новое распределение лидерства и поддержки в системе управления образованием. В условиях всеобщего роста запроса на поддержку управленцы в образовании берут на себя функции наставничества и коучинга - и это позволяет им чувствовать инициативу людей, учитывать ее, что меняет инновационный климат в системе, запускает инновации снизу.

Лариса Валерьевна Куровская также поддерживает акцент на трансформационный потенциал личности, педагога-инноватора, который способен анализировать систему, глубже рефлексировать над ее внутренним устройством, выявлять нестыковки и, в итоге, делать ее более совершенной, гибкой, способной меняться. Таким образом, образование будет развиваться в направлении поддержания субъектности педагога:

Это как раз про субъектность, про педагогическое творчество, про поддержку инициативы педагогов и руководителей образовательных организаций. По моему мнению, важно, чтобы образовательная система не была сильно жесткой, чтобы она позволяла всем субъектам образовательного процесса быть проактивными и вносить свой позитивный вклад в совершенствование системы. Чтобы скорость изменений в образовании была сопоставима с динамикой технологических изменений в условиях четвёртой промышленной революции и, при этом, сохранялась преемственность, опора на национальные достижения в области педагогической науки и практики.

При обсуждении социальных факторов был раскрыт антропологический контекст изменений в образовании.

Людмила Михайловна Долгова утверждает, что наблюдается поворот к человеку, гуманитаризация образования - и во многом они раскрываются через принципиально новое отношение к образованию на уровне студентов, учеников, родителей:

Они хотят мобильности, они хотят деятельностного подхода, они хотят действовать, пробовать, получать опыт. Это очень важный фактор, который будет двигать эту систему.

Среди технологических факторов эксперты подчеркнули повышение значимости кибербезопасности и работы с большими данными на всех уровнях образования - они позволяют сформировать новый взгляд, доказательный, на образование и способствуют более обоснованному выбору образовательных траекторий.

В глобальном масштабе Наталья Альбертовна Семенова подчеркнула взаимосвязь технологических факторов в образовании с приоритетной для России задачей обеспечения технологического суверенитета. В связи с этим будущее образование связано со своевременным ответом на вызовы нового технологического уклада:

Сейчас все, что связано с технологическим укладом, начинается в образовании с дошкольного возраста и проникает в семейное образование и воспитание, и непрерывно, длится и развивается.

Отдельное внимание было уделено факторам, сопряженным с рынком труда и его трансформацией. Эксперты выразили согласие, что новые модели организации бизнеса и новые пространства труда, потребность в новых компетенциях бесспорно будут ставить задачи перед системой образования по всей ее уровневости. Ольга Васильевна Еремеева предполагает, что это приведет к усилению практик создания и проектирования новых образовательных программ по запросам работодателей, и в свою очередь - переосмыслению обучения самих преподавателей.

Илья Сергеевич Гураль:

Сейчас педагог должен продолжать свое обучение как врач, который должен постоянно быть на острие передовых технологий. Время ускоряется, скорость образования ускоряется, и с ним нужно успевать двигаться в одном темпе.

Стремление работодателей постоянно доучивать сотрудников способствует созданию новых, гибких, моделей обучения. Эксперты отмечают, что если ранее непрерывное образование касалось более узкого спектра специалистов, то в настоящее время это стало общей тенденцией.

При этом эксперты подчеркивают, что запросы работодателей  сопряжены не только с новыми производственными технологиями, но и с новыми форматами работы, а также разворотом компаний в направлении устойчивого развития - что определяет запрос на когнитивные, межличностные, метапредметные навыки, саморегуляцию, лидерство, этику и инициативность. Речь идет о необходимости помочь людям в новых профессиональных реалиях взаимодействовать друг с другом, работать в распределенных группах, чувствовать себя уверенными и продвигать свои идеи. Под влиянием этого фактора образование будет разворачиваться в сторону подготовки не только технологически подкованных специалистов, но и потенциальных лидеров для сложного, неопределенного бизнеса будущего.

И все это вызывает более глубокие изменения, чем просто запрос на новые навыки - это развитие новых взаимоотношений в образовании на основе поддержки и наставничества. По словам Людмилы Михайловны Долговой, “Людям, молодым, студентам, старшеклассникам, да вообще школьникам даже, им нужно как бы раскрыть свой потенциал, а для этого мало урочного и предметного пространства.”

Охватывая совокупность факторов, Лариса Германовна Смышляева резюмирует, что “все три позиции, технологический уклад, новое трудовое пространство и востребованность новых компетенций, и как следствие изменение образа и стиля жизни человека, начиная с детских лет, в совокупности определяют перспективные горизонты развития образования”.

Переходя к рекомендациям, можно отметить, что в этом блоке сквозной нитью проходит антропологический разворот в развитии образования, который выражается в различных аспектах.

Так развитие потенциала человека и его последующая капитализация могут быть достигнуты при укреплении взаимосвязи образовательных и трудовых пространств. При этом, по словам Людмилы Михайловны Долговой, важно ориентироваться не на отдельные дефициты на рынке труда, а на инновационный потенциал отрасли, на знакомство обучающихся с лучшими образцами профессиональной деятельности, на передачу лучшего опыта от инновационных лидеров. Они не только служат источником вдохновения, но и формируют видение профессиональных горизонтов, новое профессиональное мышление, которое запускает новые инновационные структуры:

Они должны идти на практику в ту школу, где осмысленно работают, например, педагоги, понимают антологию своей работы, понимают вообще что-то, что они уже сделали и воплотили, и могут рассказать и передать. Мне кажется, так мы будем гораздо эффективнее образовывать наших студентов и выпускников на интересных лучших образцах. То есть партнерство и взаимодействие с такими инновационными структурами, у которых есть большой опыт, они умеют рассказывать о себе.

Лариса Германовна Смышляева подчеркивает важность не просто развития партнерств, но и повышения качества и осмысленности взаимодействия образовательных организаций с внешней средой, готовности к экспериментальным форматам совместного проектирования и долгосрочным коллаборациям:

Если отталкиваться от какого-то системообразующего начала, то я бы, наверное, сосредоточила свое внимание на рекомендации по развитию партнерства и взаимодействия с внешней средой. Это про открытость образования, про его оперативное реагирование на то, что происходит вокруг. Это про развитие образования.

С другой стороны, в рамках антропологического разворота и усиления антропоцентричности образования также необходимо ориентироваться на поддержание ментального благополучия участников образовательного процесса. 

Ольга Васильевна Еремеева утверждает, что в эпоху неопределенности работа с эмоциональным состоянием обучающегося становится неотъемлемым элементом учебного процесса:

В режиме турбулентности очень важно, как преподавать студентам. И вот поэтому здесь ставится акцент на сохранение эмоционального уклада студента, психического его состояния. Это акцент, который сейчас присутствует в психологических службах, например, в вузах. И эту работу здесь нужно не просто акцентировать, а нужно и продолжать, и улучшать.

При этом, речь идет как о благополучии обучающихся, так и о благополучии педагогов - без этого невозможно гармоничное существование всей системы образования. Лариса Валерьевна Куровская поделилась своим личным опытом работы с педагогами и отметила, что у каждого второго из них есть запрос на профилактику профессионального выгорания. Такая работа включает развитие навыков борьбы со стрессом в условиях высокой нагрузки, больших объемов работы с документами, коммуникации с родителями:

Педагог работает своей энергетикой, он должен заходить в класс, к детям, в ресурсном состоянии. И здесь очень важно именно создавать такие условия, чтобы была возможность поддерживать ресурсное состояние, психологическое благополучие.

Ещё одним аспектом благополучия становится сопровождение родителей в рамках  непрерывного образования за счет специализированных программ для них. Ольга Васильевна Еремеева рекомендует активное внедрение гибких программ просвещения для родителей, включая курсы по взаимодействию с детьми и управлению семейными конфликтами: «Просвещение в вопросах воспитания, снижение конфликтности в семьях и развитие ответственного родительства могли бы повысить устойчивость системы».

Более того, ментальное благополучие становится стратегическим приоритетом для крупных компаний, которые видят в заботе о своих сотрудниках ключ к повышению эффективности и укреплению человеческого капитала. Поэтому с первых ступеней образования необходимо развивать общую культуру благополучия, которую будущие работники впоследствии будут развивать и транслировать на своих рабочих местах как основу процветания их компаний.

Ещё одним аспектом антропоцентричности становится развитие субъект-субъектных взаимодействий и риторики взаимообучения между педагогами и обучающимися. Они призваны поддерживать активность и самостоятельность обучающегося, его способность находить и развивать собственные интересы. Эксперты соотносят развитие активности, любознательности с продвижением культуры эксперимента, с предоставлением ученикам и преподавателям времени и ресурсов для реализации научных, социальных и творческих инициатив. По словам Натальи Альбертовны Семеновой “это тот фактор, который будет формировать научное мышление и способствовать развитию того самого достижения технологического суверенитета”.

В продолжение линии развития самостоятельности важен переход от исполнительского уклада в образовательном процессе к деятельностному подходу, от заучивания к творчеству и проектной деятельности. Это позволит обучающимся активно использовать свои способности в реальной работе, в том числе и через акселерационные программы.

Илья Сергеевич Гураль добавляет, что до педагогов важно донести мысль о том, что такое преподавание может быть проще, быстрее, доступнее, и процесс сам превращается скорее не в лекцию, а в наставничество.

В части развития систем подготовки учителей и управления кадрами в образовательных организациях эксперты выделили ряд рекомендаций, необходимых для трансформации российского образования. Во-первых, речь идет о синхронизации усилий по повышению квалификации педагогов, научно-методическому сопровождению их инициатив, преодолению конкуренции различных институтов развития образования. Таким образом, может быть достигнута сбалансированность, устойчивость, экологическая взаимосвязанность и взаимозаинтересованность всех составляющих системы для ускорения ее развития.

В дискуссии эксперты подсветили различные аспекты развития системы подготовки педагогических кадров. В том числе подчеркнули значимость развития педагогических компетенций у непедагогических работников. Эта рекомендация на современном этапе реализуется благодаря педагогизации различных университетов, что дает возможность обучающимся рассматривать педагогическую карьеру как дополнительную опцию к своему профессиональному треку.

Отдельным направлением дискуссии стало повышение гибкости и трансформируемости образовательного процесса и образовательной системы в целом. Одной из опций является развитие корпоративных университетов при вузах, что также усилит возможности студентов набирать дополнительные квалификации и навыки, необходимые для выбранной ими дальнейшей карьеры. Ольга Васильевна Еремеева отметила, что такое сотрудничество между университетами и корпоративными структурами позволяет не только адаптировать образовательные программы к реальным потребностям рынка труда, но и готовить выпускников, которые сразу могут эффективно включиться в профессиональную деятельность. Также расширенные возможности перезачета и дообучения новым квалификациям в образовательном процессе будут способствовать формированию более подготовленных и таргетированных специалистов.

Наконец, в части трансформации содержания образования эксперты выделили рекомендации по развитию универсальных, метапредметных навыков, критического мышления как залога того, что обучающиеся будут востребованы на рынке труда. Наталья Альбертовна Семенова: "Навыки, которые формируются, должны быть универсальны. Это не только предметные результаты, но и метапредметные компетенции, которые помогают людям адаптироваться к меняющимся условиям".

На третьем этапе проектировочной секции эксперты рассмотрели и прокомментировали ключевые аспекты сценариев развития образовательной системы России, предложенных искусственным интеллектом. Эксперты анализировали три долгосрочных сценария: оптимистичный, пессимистичный и умеренно реалистичный, обсуждая их вероятность, риски и необходимые условия для реализации. Рассмотрим основные тезисы в разрезе трех сценариев.

       Оптимистичный сценарий : быстрая модернизация и интеграция. Предполагает значительное финансирование, технологическое обновление и системное развитие образования в ближайшие 5–10 лет. 

Оптимистичные прогнозы воспринимаются с осторожностью, так как политическая и экономическая реальность ограничивает реализацию амбициозных целей. Как отметила Наталья Альбертовна Семенова, «пока не будет достойного финансирования и конкурентной заработной платы для педагогов, качественные изменения в образовании останутся сложно достижимыми». В то же время Людмила Михайловна Долгова подчеркнула важность личного самоопределения педагогов: «Без внутренней миссии каждого учителя и преподавателя система не сможет выдержать даже умеренно оптимистичный сценарий».

Лариса Валерьевна Куровская отметила важность федеральной поддержки и устранения нормативных барьеров для частичной реализации оптимистичного сценария. Кроме того, она подчеркнула необходимость создания сетевых проектов: «Образовательные инновации требуют обязательного взаимодействия университетов, школ и институтов развития образования в рамках сетевых грантов».

Создание диалоговых платформ между уровнями системы также является важным решением в рамках этого сценария: открытое и равноправное обсуждение проблем всеми участниками системы образования может значительно повысить её сбалансированность и устойчивость на всех уровнях. Лариса Германовна Смышляева: «Инновации нужно сопровождать и поддерживать через гибкие, сетевые механизмы взаимодействия».

Ольга Васильевна Еремеева добавила, что ставка на развитие родительской ответственности и улучшение взаимодействия с родителями могла бы стать частью реализации оптимистичного сценария.

К основным рискам и ограничениям реализации данного сценария эксперты отнесли дефицит ресурсов и нормативно-правовые барьеры. В том числе для вузов с ограниченной материальной базой и слабой инфраструктурой оптимистичный сценарий малореалистичен. По словам Ольги Васильевны Еремеевой, не хватает технопарков, лабораторий, на их создание уходит много времени, а университеты вынуждены искать дополнительные ресурсы.

Эксперты также обсудили издержки чрезмерно быстрого внедрения изменений, сопряженные с потерей качества и доказательности. Лариса Германовна Смышляева предупреждает: «Есть риск утратить фундаментальные основы, которые делают человека человеком и сохраняют ключевые ценности». Экспертом рекомендовано акцентировать внимание на создании и поддержании сообществ профессионалов, ориентированных на постоянное образование, укреплять связи между педагогическими практиками и человеческими ценностями через системы наставничества и коучинга.

Умеренно реалистичный сценарий : постепенное развитие. Предполагает умеренные темпы улучшений за счет нацпроектов, точечного внедрения технологий и обновления инфраструктуры.

По оценкам экспертов этот сценарий был признан наиболее вероятным, как самый сбалансированный и учитывающий ограничения текущей системы. По словам Ларисы Валерьевны Куровской «этот сценарий учитывает политические и экономические реалии, позволяет плавно адаптировать образовательную систему к современным вызовам, сохраняя устойчивость и снижая риски чрезмерного давления на педагогов и обучающихся». Лариса Германовна Смышляева добавляет, что такой сценарий наилучшим образом сочетает возможности сохранения фундаментальных ценностей и постепенного внедрения инноваций.

Умеренно реалистичный сценарий также находит поддержку у Ольги Васильевны Еремеевой, которая подчеркнула его приближенность к реальным условиям работы большинства региональных образовательных учреждений. К тому же эксперты отмечают, что отдельные инициативы - такие как точки роста, обновление технического оснащения образовательных организаций, включая педагогические университеты, уже на современном этапе дают положительные результаты.

Основные риски данного сценария связаны с нормативно-правовыми барьерами, а основные усилия управленцев для их преодоления должны быть направлены на развитие цифровой инфраструктуры и повышение мотивации педагогов.

Пессимистичный сценарий: стагнация и потеря конкурентоспособности. Предполагает снижение финансирования, отставание от мировых стандартов, увеличение разрыва между регионами.

Эксперты выражают опасения, что данный сценарий имеет существенные предпосылки для реализации и опасен возвратом к образовательным моделям прошлых десятилетий и усилением разрыва между регионами и центром. По словам Ларисы Германовны Смышляевой «стагнация в образовании будет откатом к практикам, которые лишают студентов и педагогов гибкости и самостоятельности». Илья Сергеевич Гураль отметил, что система образования уже демонстрирует признаки этого сценария, включая цифровое неравенство и слабую мотивацию педагогов.

Людмила Михайловна Долгова также обратила внимание, что этот сценарий напоминает провалы 70-х и 80-х годов 20 века: «Мы можем свалиться туда без активных усилий, так как финансовые и политические ограничения создают угрозу для модернизации».

Лариса Валерьевна Куровская добавила, что нормативно-правовые барьеры и отсутствие скоординированности в работе субъектов разных уровней образовательной системы (федеральный, региональный, муниципальный, образовательная организация) могут усилить этот сценарий: «Когда ресурсы расходуются на устранение внутренней конкуренции и дублирование функций, система начинает тратить больше энергии на поддержание статуса-кво, а не на развитие».

Основные риски пессимистичного сценария эксперты связывают с потерей международного авторитета российской образовательной системы и снижением доступности современных технологий для образовательных учреждений.

Заключение

Проектировочная сессия выявила согласие экспертов в оценке умеренно реалистичного сценария как наиболее вероятного. При этом основным вызовом станет соблюдение баланса между риском медленного, запаздывающего реагирования и слишком оперативного и необдуманного реагирования, а также принятие темповости развития образования и сохранение доказательности. Пессимистичные прогнозы и сопряженные с ними риски могут быть смягчены через расширение доступа к дополнительному образованию для педагогов и родителей, создание сильных сообществ, личностное самоопределение педагога. Инновационные подходы к партнерству, отказ от дублирования функций и борьбы между уровнями, ведомствами, институтами, преодоление вертикализации и создание пространств горизонтального и неформального общения могут стать ключом к успеху. Однако, без активных действий со стороны государства и образовательного сообщества по устранению существующих барьеров и мобилизации ресурсов, есть риск перехода к пессимистичному сценарию развития.

Мы выражаем глубокую благодарность экспертам, которые участвовали в проектировочной секции и сделали возможным разносторонний и комплексный охват всех факторов, рисков и возможностей, связанных с развитием будущего российского образования:

Еремеева Ольга Васильевна, проректор по образовательной деятельности Забайкальского государственного университета (ЗабГУ)

Садиева Марина Станиславовна, проректор по образовательной деятельности Томского государственного педагогического университета (ТГПУ)

Семёнова Наталья Альбертовна, директор Института развития педагогического образования Томского государственного педагогического университета (ТГПУ)

Куровская Лариса Валерьевна, руководитель парка инновационных образовательных практик Томского государственного педагогического университета (ТГПУ)

Смышляева Лариса Германовна, руководитель Регионального научного центра Российской академии образования в Сибирском федеральном округе, профессор Института образования Национального исследовательского Томского государственного университета

Гураль Илья Сергеевич, руководитель IT-куба при МАОУ “Томский Хобби-центр”

Долгова Людмила Михайловна, педагог-инноватор, преподаватель кафедры кафедра педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета (ТГПУ)