Семён Янкевич выступил на международной научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми "Мотивационная одаренность: от отбора к развитию"

Семён Янкевич выступил на международной научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми "Мотивационная одаренность: от отбора к развитию"

 
Директор Центра Семён Янкевич представил доклад на тему "Правовое регулирование выявления и поддержки талантливых обучающихся в Российской Федерации".

В настоящее время весь комплекс правовых актов, регулирующих мероприятия по выявлению и поддержке талантливых обучающихся можно разделить на стратегические, содержащие декларативные нормы, программные документы, содержащие положения прогностического характера, и собственно нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматривающие мероприятия по выявлению и поддержке талантливых обучающихся.

Основные ориентиры и мероприятия реализации политики по выявлению и поддержке одаренных детей отражены в Общенациональной системе выявления и развития молодых талантов, утвержденой Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г., Концепции развития дополнительного образования детей от 2014 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, Государственной программе Российской Федерации "Развитие образование" на 2013-2020 годы.

В нормативных правовых актах органов государственной власти Российской Федерации и субъектов наибольшее внимание уделяется адресным формам поддержки талантливых обучающихся (выделение грантов и стипендий), олимпиадному движению и созданию специализированных центров для одаренных детей.

Проводимые мероприятия являются прямыми формами поддержи талантливых обучающихся, данные мероприятия разнообразны, однако не отражают всего инструментария возможных мер по выявлению и поддержке талантливых обучающихся.

Большой потенциал видится в косвенных мерах выявления и поддержки талантливых детей – созданию необходимой инфраструктуры и подготовке педагогических кадров с соответствующими компетенциями. В частности, в настоящее время наблюдает недостаток дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью.

Завершая свой доклад, Семён Янкевич остановился еще на одном дискуссионном вопросе: в настоящее время отсутствуют определения понятий "талантливый обучающийся", "одаренный обучающийся", которые однозначно бы воспринимались всеми участниками профессионального сообщества.

Нередко говоря о талантливых обучающихся, имеются в виду обучающиеся с высокими образовательными результатами. В этой связи возникает вопрос: все ли обучающиеся с высокими образовательными результатами являются талантливыми?

В то же время задача нормативного закрепления понятия "талантливый обучающийся" и определения критериев талантливости в законодательных актах представляется крайне трудной задачей. Тем не менее, важно изменять подходы к выявлению и поддержке талантливых обучающихся, не ограничиваясь, установленными Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" конкурсами и олимпиадами.

Дополнительными и не менее результативными мерами могут стать летние школы, механизмы вовлечения молодежи в активную социальную практику, популяризация среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выездные интенсивные семинары, дискуссионные клубы, лектории.

 Презентация доклада (PDF, 734 Кб)