Принцип равенства в образовании с международной и сравнительной конституционной позиций – взгляд профессора Университета Рома Тре Пабло Меикс Сереседы
С точки зрения исследователя самое важное право, это право на образование. Фактически именно это право является условием для реализации других прав. – с этого тезиса научный руководитель Центра образовательного права Института образования ВШЭ профессор Ян де Гроф начался очередной день в рамках Недели образовательного права.
Во вступительном слове профессор де Гроф затронул вопрос об условиях, которым должно соответствовать образование, и привел принятый на международном уровне перечень, согласно которому образование должно быть доступным, адаптивным, и основанным на существующих социальных и культурных реалиях. Однако, по мнению профессора де Грофа, необходимо добавить в этот список четвертое условие – информированность об образовании.
Профессор Университета Рома Тре Пабло Меикс Сереседа обозначил основные проблемные вопросы доклада, в частности, теоретические основы инклюзивного образования, международное регулирование проблемы, рассмотрение вопроса с позиции конституционного права, анализ практики позитивной дискриминации.
В своем докладе Пабло Меикс Сереседа отметил важность изучения теоретической концепции инклюзивного образования, в рамках которой выделяются четыре основных направления: селективная модель; всеобщая модель образования, учитывающая индивидуальные особенности; компенсационная модель; инклюзивная модель, требующая повышения уровня толерантности.
Описывая существующее международное регулирование, профессор Сереседа заострил внимание на важности сочетания норм как "жесткого", так и "мягкого права". В качестве примера в докладе были приведены Всеобщая декларация прав человека, в частности ее ст 26.1-2, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка и иные документы.
Профессор Сереседа подробно описал существующие конституционные принципы для каждой из ступеней образовательной системы. В отношении начального образования, главным инвестором которого является государство, стоит говорить о его максимальном соответствии конституционным нормам. Большинство стран обеспечивают начальное образование для граждан. Регулирование среднего образования более вариативно, ряд стран не применяет к средней ступени обучения такие принципы как бесплатность образования, равный доступ и др. Говоря о высшем образовании, профессор Сереседа отметил, что право разного доступа применительно к этой образовательной ступени не является универсальным, и предоставляется на конкурентной основе, например в России. В докладе был также полнят важный вопрос о степени государственного регулирования образования.
На основании примеров из практики Европейского суда по правам человека профессор Сереседа сформулировал ключевые положения о позитивной дискриминации: невозможность оценивать данные исключительно на основе статистики, так как показатели не дают понимания причин; дифференцирование регулирования на основе учета той или иной специфики территории, например, языка меньшинств.
В рамках обсуждений были заданы вопросы о позиции международного права в отношении неформального образования, на что профессор Сереседа привел пример разграничения понятий "образование" и "развитие" в международном праве, также был сделан акцент на важность обсуждения темы в контексте дошкольного образования и проблеме отсутствия безбарьерной среды в школах.
Профессор Инго Рихтер заострил внимание на частных школах, а именно на вопросе о наличии у них обязанности реализовывать права на равный доступ к образованию. Профессор Сереседа отметил двойственность подобного подхода, наличие определенных трудностей в обсуждении вопроса.
Аналитик Центра социально-экономического развития школы Надежда Бысик отметила важность жесткого закрепления ряда положений в законодательстве, однако профессор Сереседа заметил, что утверждение такого подхода должно стать предметом общественных обсуждений.
Директор Центра образовательного права Института образования ВШЭ Семён Янкевич добавил, что на конституционном уровне сформированы все условия для равного доступа к образованию вне зависимости от статуса физического лица. Вместе с тем, необходимо отметить, что в правоприменительной практике наблюдаются случаи дискриминации, например, детей из семей мигрантов.
Оппонентом профессора Сереседы в последующей дискуссии выступила старший научный сотрудник Центра образовательного права Мария Смирнова.
В своем выступлении Мария Смирнова в качестве спорных тем обозначила следующие вопросы: отсутствие возможности обеспечить равенство доступа к образованию в средних школах; универсальный характер принципа равенства; вопрос о существовании инструментов, способствующих реализации принципов помимо Всеобщей конвенции по правам человека; вопрос о реальности ситуации, когда государство выступает главным инвестором образования, в контексте существования частных школ; вопрос соотношения между равенством и недискриминацией в образовании.
Видеозапись лекции: