25 лет Декларации о правах меньшинств: проблемы национальных меньшинств в образовании

25 лет Декларации о правах меньшинств: проблемы национальных меньшинств в образовании

30 января в рамках еженедельного семинара Института образования "Актуальные исследования и разработки в области образования" по приглашению Центра образовательного права с докладом на тему "25 лет Декларации о правах меньшинств: проблемы национальных меньшинств в образовании" выступил специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств, декан факультета права Университета Монктон Фернан де Варен.

Семинар открыли научный руководитель Центра образовательного права профессор Ян де Гроф и директор Центра образовательного права Семён Янкевич, которые отметили чрезвычайную важность проблематики неравенства в образовании, а также проблемы соблюдения прав меньшинств в образовании, в особенности языковых прав, в таком многонациональном государстве, как Россия.

Профессор де Варен начал свой доклад с исторического аспекта вопроса защиты меньшинств, который, несмотря на его постоянное присутствие в политической жизни человечества в той или иной сфере, начал широко обсуждаться только после окончания Первой Мировой Войны. Тогда были предприняты первые попытки обеспечить защиту национальных и иных меньшинств на территории новых государств – специальные договоры, известные как "договоры о защите меньшинств” (англ. minority treaties), заключаемые между государствами и странами-союзниками, устанавливали такие права для проживающих на территории новых государств меньшинств, как например, право на гражданство независимо от народа, к которому принадлежал человек, – достаточно было проживать на территории, составляющей теперь территорию нового государства.

Вопрос защиты прав меньшинств снова привлек к себе внимание международного сообщества после Второй Мировой Войны, одним из катализаторов которой была политика, направленная на попрание меньшинств и их целенаправленный геноцид. К первым международно-правовым документам в сфере прав человека относится Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Но только в 1992 году была принята специальная Конвенция ООН о правах меньшинств, что было связано с невероятным ростом числа этнических конфликтов в предшествующие тому десятилетия: пик таких конфликтов пришелся как раз на начало 1990-х.

Касательно применимости Конвенций в вопросах образования, профессор де Варен специально отметил, что ч. 3 ст. 4 Конвенции закрепляет, что государства должны предпринять меры для того, чтобы представители меньшинств могли свободно изучать свой родной язык или обучаться на своем родном языке. Вопрос языковых прав в образовании является ключевым для национальных меньшинств, и, более того, именно он во многом определяет наличие или отсутствие какой-либо дискриминационной системы в государствах – так, системы, не дискриминирующие по языковому и национальному признаку, способствуют отсутствию маргинализации и большей интеграции меньшинств.  Однако при этом они должны сохранять возможности для изучения родного языка, особенно в начальной школе, так как в дальнейшем это позволяет детям лучше усваивать материал. 

Профессор де Варен обратил внимание на отчет, одним из основных авторов которого является профессор, посвященный языковым правам и языковым меньшинствам, в котором содержатся лучшие известные практики обеспечения языковых прав меньшинств во многих сферах, в том числе в образовании.

Фернан де Варен также упомянул о своей деятельности на посту специального докладчика ООН по вопросам меньшинств. Были кратко представлены основные приоритеты его трехлетнего мандата на этом посту: среди них отдельно были выделены вопросы лиц без гражданства – около 75% из них являются представителями меньшинств, вопрос соблюдения права на образование в отношении представителей меньшинств, в первую очередь относительно языковых прав (обучения родному языку и обучения на родном языке). Также был отмечен злободневный вопрос hate speech и не толерантности по отношению к меньшинствам, способы предотвращения конфликтов путем обеспечения защиты прав меньшинств, так как большая часть современных вооруженных конфликтов так или иначе связана с ними. Отдельное внимание профессор Де Варен уделяет вопросу выработки общего понятия меньшинства, которое в настоящее время отсутствует в международном праве и создает определенные трудности при обеспечении защиты прав меньшинств. 

В качестве первого из двух дискуссантов выступила Наталья Новикова, ведущий научный сотрудник Отдела Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН. Она посвятила свое выступление краткому экскурсу в российские реалии народов крайнего Севера: например, среди компактно проживающего народа в 200-500 человек, знанием своего родного языка могут похвастаться, в худших случаях, менее десятка. Одной из причин "отмирания" родного языка является тот факт, что такие народы живут традиционными семьями, где наследство достается старшему сыну. Остальных детей родителям необходимо подталкивать к получению образования, так как его получение является, по сути, необходимым условием выживания: в таких условиях вопросы обучения родному языку и на родном языке зачастую отходят на второй план. 

При этом Наталья отметила существующую обратную тенденцию к добровольному изучению родных языков, связанную, в первую очередь, с желанием молодежи прикоснутся к своей культуре. Так, в качестве примера был приведен "медвежий праздник", для активного участия в котором требуется знание родного языка, несущего в первую очередь, ритуальную составляющую. Дискуссант отметила, что в последние годы увеличивается количество молодежи, изучающей свой родной язык для участия в национальных праздниках и сохранения собственной культуры.

В завершение выступления Наталья отметила, что проблемы в образовании национальных меньшинств и языковые права в образовании, наряду с языковыми правами меньшинств в целом – это важнейшие и зачастую забытые проблемы национальной политики. Внимание к проблемам меньшинств, по ее мнению, является показателем эффективной политики государства в вопросе строения многонационального государства.

Вторым дискуссантом выступила научный сотрудник университета Глазго Федерика Прина. Она рассказала о результатах своих исследований, связанных с защищенностью и реализацией языковых прав в образовании в российских национальных республиках. Национальные республики, согласно Конституции Российской Федерации, имеют право устанавливать свой собственный язык, и в принципе, имеют веские причины, чтобы этот язык преподавался в школе. Федерика сконцентрировала свое выступление на результатах полевых исследований – проведенных интервью в национальных республиках, особенно в Татарстане и Башкортостане.

Все респонденты отмечали сильную связь между национальной идентичностью и знанием национального языка республики. При этом они также отмечали, что нынешняя российская политика в сфере образования настроена на унификацию образования и уменьшение влияния регионов на содержание образования. В качестве примеров таких ограничений приводятся реформы, прошедшие в 2007 году, отменившие региональный образовательный компонент, а также запретившие проведение ЕГЭ на языках национальных республик. Большой проблемой является также передача экспертного утверждения учебников с регионального уровня на федеральный – лишь небольшое количество пособий по родным и национальным языкам проходят эту процедуру. 

Федерика завершила свое выступление кратким пересказом последних событий, связанных с масштабными проверками в национальных республиках изучения национального языка в ущерб русскому языку и отметила, что создание единого образовательного пространства на всей территории России может привести к серьезным угрозам правам меньшинств в образовании.

В рамках последующей дискуссии, в которой принимали участие гости семинара и сотрудники Института образования, поднимались такие важные вопросы, как защита родных языков народов России, обучение на родном языке и обучение родному языку, соотношение между государственным языком республики и родным языком народа, проживающего на ее территории, а также вопрос осознанного выбора языка обучения как фактора доступа к следующей ступени образования.

Завершая семинар, профессор Ян де Гроф и Семён Янкевич еще раз подчеркнули важность и многогранность проблем меньшинств в целом и проблем меньшинств в образовании в частности, а также объявили о том, что осенью пройдет конференция "Федерализм в образовании", в рамках которой будет продолжено обсуждение прав меньшинств в образовании.