Семён Янкевич и Надежда Княгинина представили доклад ‘The Role of Education Law at HSE University’
![](/data/2018/06/14/1152821202/IMG_20180614_165104_263.jpg)
Доклад посвящен курсам образовательного права, которые ведутся на разных образовательных программах НИУ ВШЭ. До появления Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ преподавание образовательного права не было популярным в НИУ ВШЭ (некоторые аспекты образовательного права затрагивались в рамках курса «Управление образовательной организацией»).
На данный момент существуют три курса разного уровня и разной целевой аудитории:
1. «Введение в образовательное право» на магистерской программе «Доказательная образовательная политика».
В ходе освоения данной дисциплины студенты знакомятся со всеми уровнями образования в России: от детского сада до аспирантуры, правами и обязанностями участников образовательных отношений, правовым статусом органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, правовым регулирования финансирования образовательных организаций.
Данный курс адресован не юристам, а исследователям и начинающим управленцам в сфере образования. Основной контингент данной магистерской программы – студенты, не имеющие юридического бэкграунда, выпускники менеджерских и педагогических программ бакалавриата. Поэтому данный курс представляет общий обзор действующего законодательства в сфере образования. Мы используем доступный язык, не перегружаем сложными юридическими конструкциями, решаем типовые, наиболее часто встречающиеся в практике кейсы.
2. «Правовые проблемы образовательной организации» на магистерской программе «Управлением образованием».
Курс адресован опытным профессионалам: директорам школ, их заместителям и предпринимателям.
Как правило, студенты на указанной программе также не имеют юридического бэкграунда, однако отлично знают образовательное право благодаря своей практической деятельности. Поэтому в рамках курса они ожидают ответов на наиболее сложные вопросы управления школой. Так, мы рассматриваем следующие темы: проблемы статуса директора и учителя, построение индивидуальных образовательных треков, проблемы управления финансами организации, взаимодействие с контрольными органами и родительской общественностью.
В ходе курса мы не описываем, а интерпретируем изменения в законодательстве, формулируем возможные пути решениях проблем, описываем типовые ошибки, которые могут привести к ответственности руководителя и учителя, а также формируем навык составления юридических документов.
3. Курс "Образовательное право".
Этот курс был проведен первый раз в этом году в рамках сотрудничества Института образования с факультетом права НИУ ВШЭ. К новой дисциплине был проявлен большой интерес: ее выбрали 95 студентов 4-го курса бакалавриата.
С одной стороны, если студентам предыдущих курсов нужно было изучить юридические аспекты их практической деятельности, то для студентов факультета права стало вызовом изучение системы образования в России с учетом исторических, политических, социальных и экономических аспектов.
С другой стороны, со студентами-юристами у нас появилась возможность поговорить об образовании через призму всех отраслей права: международного, конституционного, административного, гражданского, бюджетного, налогового, семейного, трудового и права социального обеспечения.
Кроме этого, большое внимание было уделено изучению международных документов, включая инструменты soft law, политических и стратегических документов России. Это позволило студентам связать политику и право.
Благодаря нашей деятельности значимость образовательного права и как совокупности юридических знаний, и как дисциплины заметно возросла за последние годы в нашем университете. Успех курсов по образовательному праву мы объясняем использованием нестандартных интерактивных методов обучения, адаптацией образовательной программы под нужды и особенности аудитории и изучением не сухих формулировок законов и учебников, а анализом реальных проблем через юридическую призму.