• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Семён Янкевич и Надежда Княгинина представили доклад ‘The Role of Education Law at HSE University’


Доклад посвящен курсам образовательного права, которые ведутся на разных образовательных программах НИУ ВШЭ. До появления Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ преподавание образовательного права не было популярным в НИУ ВШЭ (некоторые аспекты образовательного права затрагивались в рамках курса «Управление образовательной организацией»). 

На данный момент существуют три курса разного уровня и разной целевой аудитории:

1. «Введение в образовательное право» на магистерской программе «Доказательная образовательная политика». 

В ходе освоения данной дисциплины студенты знакомятся со всеми уровнями образования в России: от детского сада до аспирантуры, правами и обязанностями участников образовательных отношений, правовым статусом органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, правовым регулирования финансирования образовательных организаций.

Данный курс адресован не юристам, а исследователям и начинающим управленцам в сфере образования. Основной контингент данной магистерской программы – студенты, не имеющие юридического бэкграунда, выпускники менеджерских и педагогических программ бакалавриата. Поэтому данный курс представляет общий обзор действующего законодательства в сфере образования. Мы используем доступный язык, не перегружаем сложными юридическими конструкциями, решаем типовые, наиболее часто встречающиеся в практике кейсы.

2. «Правовые проблемы образовательной организации» на магистерской программе «Управлением образованием».

Курс адресован опытным профессионалам: директорам школ, их заместителям и предпринимателям.

Как правило, студенты на указанной программе также не имеют юридического бэкграунда, однако отлично знают образовательное право благодаря своей практической деятельности. Поэтому в рамках курса они ожидают ответов на наиболее сложные вопросы управления школой. Так, мы рассматриваем следующие темы: проблемы статуса директора и учителя, построение индивидуальных образовательных треков, проблемы управления финансами организации, взаимодействие с контрольными органами и родительской общественностью.

В ходе курса мы не описываем, а интерпретируем изменения в законодательстве, формулируем возможные пути решениях проблем, описываем типовые ошибки, которые могут привести к ответственности руководителя и учителя, а также формируем навык составления юридических документов.

3. Курс "Образовательное право".

Этот курс был проведен первый раз в этом году в рамках сотрудничества Института образования с факультетом права НИУ ВШЭ. К новой дисциплине был проявлен большой интерес: ее выбрали 95 студентов 4-го курса бакалавриата.

С одной стороны, если студентам предыдущих курсов нужно было изучить юридические аспекты их практической деятельности, то для студентов факультета права стало вызовом изучение системы образования в России с учетом исторических, политических, социальных и экономических аспектов.

С другой стороны, со студентами-юристами у нас появилась возможность поговорить об образовании через призму всех отраслей права: международного, конституционного, административного, гражданского, бюджетного, налогового, семейного, трудового и права социального обеспечения.

Кроме этого, большое внимание было уделено изучению международных документов, включая инструменты soft law, политических и стратегических документов России. Это позволило студентам связать политику и право.

Благодаря нашей деятельности значимость образовательного права и как совокупности юридических знаний, и как дисциплины заметно возросла за последние годы в нашем университете. Успех курсов по образовательному праву мы объясняем использованием нестандартных интерактивных методов обучения, адаптацией образовательной программы под нужды и особенности аудитории и изучением не сухих формулировок законов и учебников, а анализом реальных проблем через юридическую призму.