• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

В Институте образования ВШЭ обсудили цифровизацию образования

15 ноября в Институте образования Национального исследовательскогоуниверситета «Высшая школа экономики» прошел экспертный семинар «Цифровизация образования: будущие вызовы для политики и права». Семинар был организован Центром образовательного права Института образования.

Участники семинара обсудили цели разработки онлайн курсов, каким образом можно объединить традиционные и цифровые методы обучения, наиболее вдохновляющие зарубежные модели внедрения цифровых технологий в образовании и многое другое. 

Открыл экспертный семинар профессор Пит Хендерикс, старший консультант Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (Бельгия), выступив с докладом «Как образование будет справляться с цифровой повесткой будущего: актуальность смешанного и дистанционного обучения».

Пит Хендерикс отметил, что теперь технологии стали частью различных педагогических подходов. К примеру, пять лет назад только 20% всех курсов могли преподаваться онлайн. На сегодняшний день ситуация изменилась. Целью Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения является достижение такого уровня, при котором 40% (или больше) населения до 2025 года будут получать степень бакалавра с помощью нового формата образования. Профессор Хендерикс обратил особое внимание, что является недостаточным просто перенос лекции в онлайн формат. Большое значение имеет макроуровень, то есть уровень управления образованием. Необходимо разрабатывать образовательную политику, при которой будут активно задействованы образовательные институты, а также разработаны совместные стратегии. Нужно включать уровень образовательных институтов, встраивая каждый институт в новую систему. Без этого переход на смешанное образование невозможен. 


Стажер-исследователь Центра образовательного права Евгений Пучков представил доклад «Использование массовых открытых онлайн курсов в высшем образовании: международная практика». Докладчик отметил, что диджитализация образования была названа одним из основных трендов развития высшего образования в Европе в 2015 году. Одной из основных образовательных технологий, способствующих диджитализации образования, являются открытые массовые онлайн курсы (англ. Massive Online Open Courses – MOOC). Автором была рассмотрена ситуация с онлайн образованием а таких странах, как США, Франция, Великобритания, Норвегия, Китай и Голландия.

В заключение было отмечено, что использование MOOC в рамках реального прохождения основных образовательных программ остается крайне непроработанным в мировой практике. Во всех рассмотренных странах отсутствуют какие-либо нормативные документы касательно вопросов признания кредитов или сертификации онлайн-курсов.

Татьяна Семенова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования, выступила с докладом «Замена традиционных курсов на MOOC: результаты рандомизированного эксперимента». Участниками эксперимента стали 325 студентов (второй курс, инженерная специальность) трех университетов Приволжского федерального округа.

По результатам исследования были сделаны выводы, согласно которым:
- формат обучения существенно не влияет на результаты обучения студентов;
- результаты обучения студентов онлайн-формата были не ниже, чем у студентов смешанного и очного форматов;
- студенты с осторожностью относятся к онлайн формату и предпочитают очные или смешанные форматы;

Таким образом, в смешанном формате MOOC являются более привычными, следовательно, я более предпочтительными для студентов. 

Иван Груздев, директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, представил результаты ежегодного опроса студентов НИУ ВШЭ «Мониторинг студенческой жизни», охватывающий обучающихся всех курсов в бакалавриате и магистратуре НИУ ВШЭ.

Согласно результатам, предпочтения в отношении форматов дисциплин сильно варьируются в зависимости от направления обучения. Наибольшая доля студентов, отдающих предпочтение традиционному формату курсов в бакалавриате, наблюдается на таких программах, как государственное и муниципальное управление (74%), история искусств (72%), мировая экономика (70%), история (68%), международные отношения (68%), в магистратуре – на таких специальностях, как градостроительство (67%), психология (66%), международные отношения (65%).

По данным опроса, наиболее проблемными аспектами онлайн курсов студенты НИУ ВШЭ считают недостаточный список онлайн дисциплин, предлагающихся для освоения и возможность сравнительно легко списать при прохождении экзамена.

Иван Карлов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, выступил с докладом «Цифровые технологии для персонализации образования: адаптивность и проактивность».

В первую очередь, автор отметил, что системы онлайн обучения создают большие массивы данных, предоставляющиеновые возможности оценки и выстраивания процесса обучения.

Аналитику, с которой, так или иначе, работают в рамках цифровых платформ, можно разделить на:
- реактивную аналитику (аналитика, формируемая по результатам прохождения обучения).
- проактивную аналитику (аналитика, формируемая на основании истории и текущего состояния и влияющая на текущий процесс обучения).

Докладчик отметил массовое распространение адаптивных систем. Адаптивность, термин, который пришел из биологии, означает способность живых организмов подстраиваться под окружающую среду. Однако в обучение данный термин вошел через систему искусственного интеллекта. Адаптивное обучение (adaptive learning) — динамическое, основанное наанализе данных выстраивание индивидуальной траектории обучения,учитывающее подготовленность, способности, цели, мотивацию и другиехарактеристики слушателя.

К адаптивности нового уровня относится:
- расширение спектра используемых данныхInternet of Things - выстраивание индивидуальной траектории не только на основеданных системы, но и данных описывающих текущее состояние обучаемого;
- формирование индивидуальной траектории не только в контексте выбораоптимальной стратегии порядка освоения материала, но и выбора наиболееэффективного для данного обучающегося представления, интенсивности и другихпараметров обучения;
- использование Artificial Intelligence для формирования цифрового ассистента-агента, который дает возможность выявить успешные стратегии обучения, выбратьиз них наиболее подходящую для данного обучающегося и сопровождать процессобучения, обеспечивая реализацию выбранной стратегии.

Экспертный семинар завершился панельной дискуссией, в рамках которой участники обсудили актуальные вопросы цифровизации образования в России и зарубежных странах.
 

 

Стажер-исследователь Центра образовательного права Евгений Пучков представил доклад «Использование массовых открытых онлайн курсов в высшем образовании: международная практика».Докладчик отметил, что диджитализация образования была названа одним из основных трендов развития высшего образования в Европе в 2015 году. Одной из основных образовательных технологий, способствующих диджитализации образования, являются открытые массовые онлайн курсы (англ. Massive Online Open Courses – MOOC). Автором была рассмотрена ситуация с онлайн образованием а таких странах, как США, Франция, Великобритания, Норвегия, Китай и Голландия.