«Жить по правилам университета»
В Вышке состоялась очередная встреча дискуссионного клуба «Самовар». Ее спикерами стали заведующий Лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семён Янкевич и научный сотрудник этой лаборатории Надежда Княгинина. Они рассказали о правовом регулировании деятельности образовательных организаций, сделав акцент на правах и обязанностях преподавателей и студентов. Вел встречу директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ Роман Левкович.
В своем вступительном слове Семён Янкевич пояснил, что он и его коллеги по лаборатории занимаются юридической экспертизой в сфере образования и часто рассказывают о том, как работает система, студентам, директорам школ, заместителям региональных министров, проректорам вузов и т.д.
Один из тезисов выступления Семёна Янкевича заключался в том, что любой университет, в том числе Высшая школа экономики, работает в определенных контурах, то есть должен выполнять требования, которые к нему предъявляет государство. Например, чтобы выйти на рынок образовательных услуг, нужно получить лицензию и пройти госаккредитацию (недавно эта процедура была упрощена, в том числе благодаря усилиям НИУ ВШЭ), а чтобы работать в университете, преподаватели должны регулярно повышать квалификацию и проходить медосмотр.
Несмотря на жесткость рамок, образовательные организации обладают автономией и могут по-разному ею распоряжаться, подчеркнул спикер. Это касается стратегического видения, возможности ведущих вузов обучать по собственным стандартам и предоставлять студентам право выбора дисциплин, предъявлять определенные требования к преподавателям, оценивать качество их работы, а также регламентировать их трудовую нагрузку. «Как и насколько загружены наши коллеги-преподаватели, мы знаем: средняя ставка доцента в Вышке — 700 часов. А в среднем по стране это 1100 часов», — пояснил Семён Янкевич.
Надежда Княгинина заострила внимание на правовом регулировании деятельности преподавателей. Они являются наемными работниками, но при этом выполняют особую миссию и обладают автономией — свободой педагогического творчества.
«Автономный преподаватель в автономном университете приходит в аудиторию к студентам, у которых тоже есть права, — продолжила Надежда Княгинина. — 34-я статья закона “Об образовании в Российской Федерации” дает право выбора университета, а дальше студент должен жить по правилам этого университета. Его обязанность заключается в том, чтобы в полном объеме освоить программу. Некоторые студенты уверены, что посещать лекции необязательно, но это не так: лекции — часть программы».
Затем спикеры ответили на вопросы участников встречи.
Один из вопросов, заданных ведущим, был посвящен правовому регулированию взаимодействия университетских преподавателей с журналистами. Роман Левкович поинтересовался, можно ли сделать так, чтобы коллеги перед общением с журналистами информировали об этом пресс-центр университета и пресс-центр выступал бы в роли посредника и подстраховывал риски. «Понятно, что мы заинтересованы в общении наших ученых с внешним контуром, с медиа, но бывает так, что высказывания коллег в СМИ выходят за рамки их компетенций, журналисты их переиначивают, и получается не статья, а полный вымысел», — пояснил он.
По мнению Семëна Янкевича, вопрос лежит скорее в плоскости управленческой практики. Есть примеры зарубежных университетов, где вопросы взаимодействия с внешним миром, включая СМИ, являются частью трудовых договоров или отдельных соглашений, однако в российской практике подобные случаи редки, но, например, в Вышке такой подход применяется. «Нам часто кажется, что можно решить любую проблему путем издания документа, но это редко работает. Исключение — случаи, когда неисполнение принятого положения усилено тем или иным аппаратом принуждения, дисциплинарными взысканиями», — считает заведующий лабораторией.
Он также отметил важность личной коммуникационной гигиены: сотрудник университета может просто не отвечать на сомнительные или провокационные внешние запросы, не общаться с их авторами, если они не относятся к числу его знакомых или коллег либо запрос был получен не от пресс-службы университета.
Заместитель директора по правовым вопросам НИУ ВШЭ Анна Безукладникова поинтересовалась у спикеров, есть ли необходимость в публичных защитах диссертаций. Ведь задать вопросы соискателю, подключившись к трансляции, может любой желающий, если ему просто скучно дома, и иногда это вопросы не по теме диссертации, а, например, об отношении к жизни.
Семён Янкевич отметил, что, по его мнению, защита должна быть открытой, при этом университету стоило бы вводить фильтры и ограничивать «веселых сограждан», которые хотят поучаствовать в той или иной защите. Надежда Княгинина добавила, что было бы целесообразно просто выкладывать запись защиты, как в случае с аттестацией директоров школ.
Участники встречи задали спикерам и другие вопросы, которые касались международного опыта в сфере образовательного права, экспертизы образовательных программ, сроков трудовых договоров педработников, оснований для отчисления студентов и проч.
По итогам встречи Семён Янкевич и Надежда Княгинина пожелали преподавателям, администраторам университета и студентам больше общаться друг с другом, потому что любые проблемы достигают пика из-за отсутствия диалога на ранних этапах. Тогда конфликтов будет меньше и реже придется обращаться к юристам.
Лаборатория образовательного права Института образования НИУ ВШЭ разрабатывает новые решения для системы образования, исследует и улучшает законодательство об образовании, формирует культуру качества образования в российских университетах и делает образовательное право понятным для всех участников образовательных отношений.