Как научить ребенка справляться с задачами?
Один из главных навыков, который потребуется молодому поколению — это так называемый problem solving, умение решать возникающие задачи. Агентство стратегических инициатив в своем «Атласе новых профессий» называет это умение одним из базовых для специалиста в XXI веке. И речь не о математических примерах, а в целом, о задачах, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Поскольку задач, с которыми мы сталкиваемся, великое множество, невозможно подготовиться к каждой - важно уметь переносить способы решения одной задачи на другую.
Как научить ребенка (и взрослого) применять уже известные способы к новым задачам, рассказала Юлия Тюменева, старший научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ:
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Старший научный сотрудник
Чтобы успешно использовать изученные способы в новых ситуациях, нужно пройти два этапа. Во-первых, нужно знать, как решаются задачи такого типа, надо знать сам принцип. И второй шаг — вспомнить про этот принцип, когда сталкиваешься с новым заданием.
Исследование Юлии Алексеевны - "Выявление и перенос принципа решения задачи: сравнение эффективности разных обучающих приемов" - было посвящено именно первому этапу.
Сам или с помощью?
Как же нужно учить человека, чтобы он лучше усвоил принцип решения, а не просто выучил алгоритм?
- Вариантов несколько. Можно просто дать ребенку решить одну задачку, ничего не объясняя, и потом посмотреть, справится ли он с аналогичными, - предлагает Юлия Тюменева. - Можно дать только схему решения и посмотреть, сможет ли ребенок применить ее к задаче? А можно дать два аналогичных задания, чтобы он мог их сравнить и найти общее — это и будет принципом, правилом, для решения всех таких задач.
В школах обычно знают лишь один способ: учитель диктует формулу, а школьники решают задачки с ее использованием. Чем плох такой подход? Тем, что дети просто запоминают последовательные шаги решения задачи, не понимая его принципа. Им принесли его разжеванным на блюдечке, и они 100 раз его воспроизвели на тех задачах, что им подобрали. Измените вид задачи, и они просто не вспомнят про решение, подумав, что им дали новую задачу.
Вспомним известный всем из школы тип задачи – про смеси, растворы или сплавы. Их учат решать алгоритмически. Делаем таблицу: сюда записываем долю вещества, сюда его массу, сюда массу итогового раствора и т.д. Безо всякого понимания, а почему собственно так, а не иначе? В итоге, если ребенок увидел фразу «В первом растворе…» он как натренированная собака Павлова начинает рисовать эту таблицу.
Мы дали задачу с тем же принципом, но только не с раствором смесью или сплавом, а с конфетами. Надо было изготовить ассорти из дешевых и дорогих конфет, так чтобы ассорти имело определенную цену. Только пятая часть детей, опознала эту задачу, как аналогичную задачам с раствором и решила ее математически. Остальные – нет! Потому что их натаскали на определенные слова в задаче, и они запомнили шаги решения. Знаете, как магия: проведи линиии так, запиши туда то-то, и вот в этой ячейке у тебя будет решение.
Сколько задач давать?
Получается, чтобы человек потом применил правило в нужный момент, ему нужно додуматься до него самостоятельно. Но и тут есть и свои подводные камни. Например, ребенок может запомнить вовсе не то, что требуется.
Если выводить правило из одной задачки самостоятельно, то кто знает, на чем вы сфокусируетесь? Задачи часто многогранные. Вы сфокусируетесь на чем-то одном, а в другом примере этого не будет. И ваше правило будет вам только мешать.
Это, кстати, важно учитывать, когда ребенка отсылают самостоятельно изучить какую-то тему. Если нет цели изучения и неясно, на какие вопросы нужно будет отвечать потом, где применять изученное, то такое изучение может закончиться ничем. Нужен какой-то фильтр – на что обращать внимание, на что нет. Этот фильтр должен предлагать учитель, если он хочет, чтобы ребенок мог что-то вынести из такого «свободного плавания».
Сравнение задач как раз и дает такой фильтр, позволяет выделить общую грань. По уже поводу этой общей закономерности вывести принцип решения.
Дайте две непохожих задачи!
То есть, чтобы помочь ребенку вывести верный принцип, ему надо давать две однотипные задачи для сравнения? Тогда он сможет понять, что между ними общего — это и будет верное правило, которое позволит справиться со всеми другими задачками этого класса?
- Пока это самый действенный метод, - признает Юлия Тюменева. – Причем лучше сравнивать внешне различные задачи. Чем разнообразнее ситуации для сравнения, тем лучше! Например, изучает ребенок прогрессию, пусть он выводит закономерность для прогрессии сам, сравнивая решения совершенно разных задач: рост зарплаты, взлет самолета, укладка разноцветной плитки. Тогда он любую задачу с закономерным изменением какой-то величины сможет опознать как задачу на прогрессию и решить математически.
Прием сравнения однотипных, но внешне различных задач работает и для взрослых, и для детей — если не брать совсем уж маленьких. Все-таки для этого должно быть развито абстрактное мышление, а есть ли оно у маленьких детей, не очень понятно.
Конечно, развитые дети, с которыми родители больше занимаются, научатся решать задания быстрее своих отстающих сверстников. Но в целом, метод двух внешне несхожих задач - универсальный, который работает вне зависимости от личных особенностей.
Школы под вопросом
В России есть специальные школы развивающего обучения, которые как раз славятся тем, что позволяют ученику дойти до всего самого важного самостоятельно. Может быть, есть смысл просто отдать ребенка в такую школу?
- Действительно, развивающее обучение направлено на самостоятельное выведение правил и понятий. Но вопрос не так прост, - оговаривает Юлия Алексеевна. - В этих школах учатся дети, как правило, из семей с высокообразованными родителями. С детьми занимаются дома, они ходят на дополнительные занятия, их мотивируют учиться, то есть помимо собственно уроков там идет целый комплекс воздействий. Сказать, что их достижения — это эффект именно от развивающего обучения, мы, строго говоря, не можем. Вероятно, это накопленный эффект от нескольких разных факторов. Но строгих исследований на эту тему, пока, к сожалению, нет. Во всяком случае, я не видела исследований, где бы дети, к примеру, случайным образом распределялись по классам так, чтобы в одном шла развивающая программа, а в другом обычная.
Поэтому если родители хотят, чтобы ребенок научился решать задачи, стоит позаниматься с ним самостоятельно. А не делегировать эту обязанность школам и учителям.
Тюменева Юлия Алексеевна
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Старший научный сотрудник