Нужно ли учить ребенка читать до школы и как это связано с дальнейшей читательской грамотностью детей?
Во многих школах сейчас установлено неписаное правило: к первому классу ребенок должен уметь читать. Но посещение детских садов в нашей стране не обязательно. К тому же, проблема их доступности тоже далеко не везде решена. Поэтому эта непростая задача — формирование ранней читательской грамотности — ложится на плечи родителей.
Сотрудники Международной лаборатории анализа образовательной политики Андрей Захаров и Анастасия Капуза решили более детально разобраться в этом вопросе и выяснить, как именно в разных семьях родители учат детей читать, и какой результат приносят эти усилия.
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Стажер-исследователь
Как родители учат детей читать до школы
Способы обучения чтению можно разделить на формальные и неформальные. Формальные больше сконцентрированы на механике процесса чтения. То есть, на восприятии и проговаривании букв, слогов и слов. Например, это изучение алфавита или игры со словами. В неформальных практиках больше внимания уделяется осмыслению текстов - это совместное чтение и обсуждение книг.
Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики
А вот родители с высшим образованием используют “стратегию компенсации”. В таких семьях больше занимаются с детьми, если они не ходят в детский сад. Причем, такие родители используют преимущественно неформальные практики - стараются привить ребенку интерес к чтению, занимаются языковым развитием и общим воспитанием.
Чем чаще родители занимаются с детьми до школы, тем выше уровень читательской грамотности ребят - как при поступлении в первый класс, так и позже, в 4 классе. Для детей из семей с большим объемом культурного капитала повышение уровня читательской грамотности связано с использованием родителями неформальных практик. А вот родители без высшего образования могут применять любые практики - результаты детей будут только лучше.
Читательская грамотность и детский сад
Успехи ребенка в чтении зависят и от того, посещал ли он детский сад. Это очень важно для семей с небольшим объемом культурного капитала. Чем дольше ребенок ходит в детсад, тем лучше он читает при поступлении в школу. Это происходит благодаря суммарному эффекту от совместных усилий педагогов и родителей.
А вот для детей из семей с большим объемом культурного капитала длительность посещения детсада не критична для их уровня читательской грамотности.
- Вероятно, дает результат стратегия компенсации, - делают вывод исследователи. - Родители с высшим образованием компенсировали отсутствие детского сада занятиями дома.
В итоге, в самой сложной ситуации оказываются дети из семей с низким культурным капиталом, которые не ходили в детский сад. У них меньше шансов научиться читать к 1 классу, поскольку с ними не занимаются ни педагоги, ни родители. Такие ребята с большей вероятностью будут отставать от сверстников на уроках в школе.
Поддержка родителями детского чтения в 4 классе
Конечно, школы не оставляют плохо читающих детей без внимания. Они пытаются как-то повлиять на семьи. Родители без высшего образования чаще вынуждены подключаться к занятиям с детьми в 4 классе. Видимо, под давлением школы (в среднем учащиеся из таких семей читают хуже) такие родители начинают уделять больше внимания чтению детей и обсуждению с ними прочитанного. Но в 4-ом классе для этого может быть уже поздно.
- Мы удивились, когда увидели, что частые занятия с детьми в 4-ом классе отрицательно связаны с их читательской грамотностью, - рассказывают исследователи. - Сначала даже не поверили, поэтому сделали такой же анализ для других стран-участниц PIRLS. Во многих странах тенденция повторилась. Это объясняется тем, что к четвертому классу дети уже должны уметь читать, и если с ними в этом возрасте приходится постоянно дополнительно заниматься, значит, у них проблемы с чтением.
Уходящий поезд
На примере чтения мы видим, что стратегии обучения детей, которые выбирают родители с разным объемом культурного капитала, дают разные результаты:
Родители с высшим образованием подключаются к образованию детей до школы. Они как пассажиры, которые заранее приходят к поезду и занимают хорошие места. В итоге их дети показывают более высокий уровень читательской грамотности и при поступлении в 1 класс, и в 4 классе. Родители без высшего образования предпочитают делегировать функцию обучения школе. Они подключаются, только когда педагоги начинают обращать их внимание на необходимость заниматься с детьми. Например, когда в начальной школе становится очевидно, что ребенок отстает в чтении. Тогда родители несколько запоздало подключаются к обучению детей - как бы пытаясь запрыгнуть в вагон уходящего поезда, но время уже ушло.
Понятно, что заставить родителей заниматься с детьми невозможно. Но такое положение дел снижает шансы на успешную учебу для определенной части ребят. Если в начальных классах они плохо читают, то им будет сложнее усваивать материал на уроках и делать домашние задания. Все это приводит к тому, что разрыв в учебных достижениях между учениками из разных семей будет расти.
Захаров Андрей Борисович
Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики