Нужно ли учить ребенка читать до школы и как это связано с дальнейшей читательской грамотностью детей?

Исследование наших коллег по Лаборатории показало: образовательное неравенство проявляется еще до школы. Это обусловлено  тем, насколько по-разному занимаются с детьми в семьях с разным уровнем культурного капитала.

Нужно ли учить ребенка читать до школы и как это связано с дальнейшей читательской грамотностью детей?

firestock

Во многих школах сейчас установлено неписаное правило: к первому классу ребенок должен уметь читать. Но посещение детских садов в нашей стране не обязательно. К тому же, проблема их доступности тоже далеко не везде решена. Поэтому эта непростая задача — формирование ранней читательской грамотности — ложится на плечи родителей.

Сотрудники Международной лаборатории анализа образовательной политики Андрей Захаров и Анастасия Капуза решили более детально разобраться в этом вопросе и выяснить, как именно в разных семьях родители учат детей читать, и какой результат приносят эти усилия.

Капуза Анастасия Васильевна

Международная лаборатория анализа образовательной политики: Стажер-исследователь

Мы провели исследование на основе данных международного мониторинга PIRLS, который проходил в 2011 году. В нем участвовал 4461 четвероклассник из 202 российских школ. Нас интересовало, как уровень грамотности детей при поступлении в школу и в 4-ом классе связан с культурным капиталом семьи, посещением детского сада и различными практиками обучения чтению, которыми пользуются родители с разным уровнем образования.

Практики обучения чтению до школы

 

Как родители учат детей читать до школы

Способы обучения чтению можно разделить на формальные и неформальные. Формальные больше сконцентрированы на механике процесса чтения. То есть, на восприятии и проговаривании букв, слогов и слов. Например, это изучение алфавита или игры со словами. В неформальных практиках больше внимания уделяется осмыслению текстов - это совместное чтение и обсуждение книг.

Захаров Андрей Борисович

Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

В целом, родители с высшим образованием чаще начинают учить детей читать до школы. Причем, стратегии занятий с детьми тоже связаны с уровнем образования родителей. Чем дольше  ребенок ходит в детский сад, тем чаще родители без высшего образования с ним занимаются. То есть, таких детей учат читать и в саду, и дома. При этом родители чаще используют весь разнообразный набор практик: и формальных, и неформальных. Мы назвали такой подход “стратегией подкрепления”. Мы предполагаем, что эта стратегия - реакция на обращения воспитателей детских садов, которые побуждают родителей заниматься с детьми.

А вот родители с высшим образованием используют “стратегию компенсации”. В таких семьях больше занимаются с детьми, если они не ходят в детский сад. Причем, такие родители используют преимущественно неформальные практики - стараются привить ребенку интерес к чтению, занимаются языковым развитием и общим воспитанием.

Чем чаще родители занимаются с детьми до школы, тем выше уровень читательской грамотности ребят - как при поступлении в первый класс, так и позже, в 4 классе. Для детей из семей с большим объемом культурного капитала повышение уровня читательской  грамотности связано с использованием родителями неформальных практик. А вот родители без высшего образования могут применять любые практики - результаты детей будут только лучше.

 

Детский сад и ранняя грамотность 

 

Читательская грамотность и детский сад

Успехи ребенка в чтении зависят и от того, посещал ли он детский сад. Это очень важно для семей с небольшим объемом культурного капитала. Чем дольше ребенок ходит в детсад, тем лучше он читает при поступлении в школу. Это происходит благодаря суммарному эффекту от совместных усилий педагогов и родителей.

А вот для детей из семей с большим объемом культурного капитала длительность посещения детсада не критична для их уровня читательской грамотности.

- Вероятно, дает результат стратегия компенсации, - делают вывод исследователи. - Родители с высшим образованием компенсировали отсутствие детского сада занятиями дома.

В итоге, в самой сложной ситуации оказываются дети из семей с низким культурным капиталом, которые не ходили в детский сад. У них меньше шансов научиться читать к 1 классу, поскольку с ними не занимаются ни педагоги, ни родители. Такие ребята с большей вероятностью будут отставать от сверстников на уроках в школе.

 

Поддержка чтения в школе  

Поддержка родителями детского чтения в 4 классе

Конечно, школы не оставляют плохо читающих детей без внимания. Они пытаются как-то повлиять на семьи. Родители без высшего образования чаще вынуждены подключаться к занятиям с детьми в 4 классе. Видимо, под давлением школы (в среднем учащиеся из таких семей читают хуже) такие родители начинают уделять больше внимания чтению детей и обсуждению с ними прочитанного. Но в 4-ом классе для этого может быть уже поздно.

- Мы удивились, когда увидели, что частые занятия с детьми в 4-ом классе отрицательно связаны с их читательской грамотностью, - рассказывают исследователи. - Сначала даже не поверили, поэтому сделали такой же анализ для других стран-участниц PIRLS. Во многих странах тенденция повторилась. Это объясняется тем, что к четвертому классу дети уже должны уметь читать, и если с ними в этом возрасте приходится постоянно дополнительно заниматься, значит, у них проблемы с чтением.

Уходящий поезд

На примере чтения мы видим, что стратегии обучения детей, которые выбирают родители с разным объемом культурного капитала, дают разные результаты:

Родители с высшим образованием подключаются к образованию детей до школы. Они как пассажиры, которые заранее приходят к поезду и занимают хорошие места. В итоге их дети показывают  более высокий уровень читательской грамотности и при поступлении в 1 класс, и в 4 классе. Родители без высшего образования предпочитают делегировать функцию обучения школе. Они подключаются, только когда педагоги начинают обращать их внимание на необходимость заниматься с детьми. Например, когда в начальной школе становится очевидно, что ребенок отстает в чтении. Тогда родители несколько запоздало подключаются к обучению детей - как бы пытаясь запрыгнуть в вагон уходящего поезда, но время уже ушло.

Захаров Андрей Борисович
Заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

Понятно, что заставить родителей заниматься с детьми невозможно. Но такое положение дел снижает шансы на успешную учебу для определенной части ребят. Если в начальных классах они плохо читают, то им будет сложнее усваивать материал на уроках и делать домашние задания. Все это приводит к тому, что разрыв в учебных достижениях между учениками из разных семей будет расти.