Куда идут российские 9-классники: как изменились траектории учащихся за последние 20 лет

Школьники всё чаще выбирают поступление в колледж и профессиональную траекторию, и всё реже продолжают учёбу в старших классах

Куда идут российские 9-классники: как изменились траектории учащихся за последние 20 лет

mixkit.com

В последние годы 9-классники всё чаще реже продолжают учиться в старшей школе, предпочитая поступление в колледж. Данные за прошлый учебный год лишь подтверждают этот тренд. Если в 2000 году почти две трети выпускников 9-х классов оканчивали старшую школу, то теперь таких меньше половины. Однако, не во всех регионах это так. Более того, различия между регионами по этому показателю всё больше растут.

Отношение числа выпускников 9-х классов в регионах к числу выпускников 11-х классов двумя годами позднее

Доля старшеклассников традиционно велика в Москве и Санкт-Петербурге, в Тюменской области, в республиках Якутия, Карелия и Калмыкия. В других регионах, например, в ряде республик Северного Кавказа, ученики чаще выбирают обучение в колледже или же вовсе ограничиваются основным общим образованием.

В социологии образования считается, что ученики (и их родители) принимают решение о том, куда пойти учиться, учитывая потенциальные выгоды и издержки, связанные с получением того или иного вида образования. Например, ученики могут выбирать учреждения СПО, если считают, что зарплатные бонусы от полученного высшего образования не стоит затрат на подготовку к экзаменам и поступлению в вуз.

Такие различия находят отражение и на уровне регионов. Данные за последний учебный год показывают, что в субъектах РФ с более высоким уровнем молодежной безработицы выпускники 9-х классов реже продолжают обучение в старшей школе и чаще выбирают поступление в колледжи и техникумы. Это может быть связано с желанием побыстрее получить профессию и собственный доход. Такую траекторию чаще выбирают и те ученики, кто живет в регионах преимущественно с сельским населением.


С другой стороны, различия в выборе учениками своей образовательной траектории после 9-класса связаны и с социально-экономическим статусом их семей, а также с образованием, которое получили их родители. Это тоже четко прослеживается на региональном уровне: в более экономически развитых регионах, где выше доля населения с высшим образованием, 9-классники чаще поступают в старшую школу и реже уходят в колледж.

Все вместе эти тенденции говорят о том, что профессиональная траектория, предполагающая обучение в колледже, становится наиболее востребованной в регионах с более низкими показателями экономического и социального развития. Несмотря на то, что в теории выпускники учреждений СПО могут в дальнейшем получить высшее образование, на практике это не так распространено. Например, те учащиеся, которым важно быстрее получить профессию и собственный доход, не всегда готовы тратить еще 4-6 лет на учебу в вузе. Такая ситуация позволяет предположить, что различия между регионами в выборе траекторий учащимися будут расти и дальше. А это создает потенциальные риски для экономики и дальнейшего развития отстающих регионов.

Материал подготовлен по данным диссертационного исследования "Пространственное неравенство образовательных возможностей учащихся российских школ в 2000-е годы".