Куда идут российские 9-классники: как изменились траектории учащихся за последние 20 лет
В последние годы 9-классники всё чаще реже продолжают учиться в старшей школе, предпочитая поступление в колледж. Данные за прошлый учебный год лишь подтверждают этот тренд. Если в 2000 году почти две трети выпускников 9-х классов оканчивали старшую школу, то теперь таких меньше половины. Однако, не во всех регионах это так. Более того, различия между регионами по этому показателю всё больше растут.
Доля старшеклассников традиционно велика в Москве и Санкт-Петербурге, в Тюменской области, в республиках Якутия, Карелия и Калмыкия. В других регионах, например, в ряде республик Северного Кавказа, ученики чаще выбирают обучение в колледже или же вовсе ограничиваются основным общим образованием.
В социологии образования считается, что ученики (и их родители) принимают решение о том, куда пойти учиться, учитывая потенциальные выгоды и издержки, связанные с получением того или иного вида образования. Например, ученики могут выбирать учреждения СПО, если считают, что зарплатные бонусы от полученного высшего образования не стоит затрат на подготовку к экзаменам и поступлению в вуз.
Такие различия находят отражение и на уровне регионов. Данные за последний учебный год показывают, что в субъектах РФ с более высоким уровнем молодежной безработицы выпускники 9-х классов реже продолжают обучение в старшей школе и чаще выбирают поступление в колледжи и техникумы. Это может быть связано с желанием побыстрее получить профессию и собственный доход. Такую траекторию чаще выбирают и те ученики, кто живет в регионах преимущественно с сельским населением.
С другой стороны, различия в выборе учениками своей образовательной траектории после 9-класса связаны и с социально-экономическим статусом их семей, а также с образованием, которое получили их родители. Это тоже четко прослеживается на региональном уровне: в более экономически развитых регионах, где выше доля населения с высшим образованием, 9-классники чаще поступают в старшую школу и реже уходят в колледж.
Все вместе эти тенденции говорят о том, что профессиональная траектория, предполагающая обучение в колледже, становится наиболее востребованной в регионах с более низкими показателями экономического и социального развития. Несмотря на то, что в теории выпускники учреждений СПО могут в дальнейшем получить высшее образование, на практике это не так распространено. Например, те учащиеся, которым важно быстрее получить профессию и собственный доход, не всегда готовы тратить еще 4-6 лет на учебу в вузе. Такая ситуация позволяет предположить, что различия между регионами в выборе траекторий учащимися будут расти и дальше. А это создает потенциальные риски для экономики и дальнейшего развития отстающих регионов.
Материал подготовлен по данным диссертационного исследования "Пространственное неравенство образовательных возможностей учащихся российских школ в 2000-е годы".