• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Год на дистанте: были ли готовы учащиеся разных стран к новому формату учебы?

С момента массового перехода на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса прошел почти год. За это время педагогам и учащимся пришлось экстренно осваивать новые технологии для учебы. Посмотрим, насколько резким мог оказаться этот переход в разных странах на данных международного исследования TIMSS-2019.

Год на дистанте: были ли готовы учащиеся разных стран к новому формату учебы?

mixkit.com

В странах Северной Европы, США и Австралии ИКТ уже до пандемии плотно вписались в образовательный процесс. Например, лишь 13% шведских и пятая часть американских 8-классников ни разу не работали с цифровыми устройствами и сервисами на уроках естествознания (для математики этот показатель выше – 33% в обеих странах).


Россия в этом плане отстает от средних показателей по странам-участницам TIMSS. Только четверть российских восьмиклассников - 26% - использовали ИКТ на уроках математики до пандемии чаще 1-2 раз в месяц. По естественнонаучным предметам этот показатель достигает 38%. При этом по математике школьники, чаще работающие с ИКТ, обычно получают более высокие баллы, в то время как для естественных наук разницы в успеваемости нет.

Для тех же Швеции и США связь между баллами и частотой использования ИКТ на уроках обратная – баллы TIMSS ниже у тех школьников, кто чаще пользуется гаджетами и сервисами для учебы. Иными словами, в этих и многих других странах учителя чаще прибегают к ИКТ для работы с отстающими учениками – например, чтобы повысить их мотивацию и интерес к предмету (как это работает в России – см. исследование наших коллег).



В России же ситуация обратная: наиболее опытными в работе с девайсами и программами оказались ученики с более высокими результатами. Не будет преувеличением предположить, что именно им оказалось проще всего перейти на дистанционный формат учебы. И наоборот, менее опытным юзерам понадобилось больше времени на адаптацию к условиям пандемии, что могло привести к росту накопленного отставания.

Результаты последней волны ЕГЭ и всероссийских проверочных работ говорят о том, что средние баллы учащихся за время дистанционного обучения не снизились. Однако, здесь важно смотреть не столько на средние показатели, сколько на соотношение результатов отличников и отстающих. Иначе как раз те ученики, которые больше всего просели за время пандемии и кому нужна максимальная поддержка, выпадают из поля зрения педагогов и образовательной политики, в целом.