• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как различаются школьные программы по математике в разных странах мира

К старту ЕГЭ по математике сотрудники МЛОПИО подготовили небольшой обзор и сравнили особенности проведения экзаменов и учебные программы по математике в разных странах.

Единый государственный экзамен существует в России почти 20 лет, но до сих пор вызывает разногласия. Однако, во многих странах мира существуют аналоги ЕГЭ в том или ином виде, так что наши школьники тут не исключение. Наши коллеги проанализировали данные международного исследования TIMSS и сравнили, как проходят экзамены по математике в разных странах, и как отличаются школьные программы по этому предмету.

Всего в опросе по школьным программам участвовали 39 стран со всего мира, и почти во всех есть аналоги ЕГЭ по математике – тесты, которые школьники должны сдавать для окончания школы и поступления в вуз. Исключением среди стран-участниц исследования стали только Швеция, Италия и Марокко. В этих странах экзамены по математике есть, вот только их результаты не так сильно влияют на дальнейшую траекторию ребенка.

В Италии выпускникам школы предстоит сдать «экзамен на зрелость», куда включены вопросы за 5 лет учебы в старшей школе. А для поступления в вуз необходимо сдать отдельный экзамен, TOLC, на базе любого университета.

В Швеции старшеклассники проходят национальное тестирование, в том числе, по математике. Однако, эти результаты не используются для поступления в вуз, и нужны, скорее, для диагностики.

Различаются и сами процедуры проведения экзаменов. Например, в США, Гонконге, Ирландии и Южной Корее (а также еще 9 странах) есть особая политика относительно калькуляторов и вычислительных устройств – ими можно пользоваться даже на экзамене по математике. Напомним, в России именно на ЕГЭ по математике калькулятор запрещен, а вот на аттестации по другим предметам его можно взять с собой.

Наконец, отличаются и школьные программы по математике. Например, в Британии и Турции школьники начинают изучать дроби уже с 1 класса, в то время как в России к этой теме подступаются в 5-ом. Простые линейные уравнения и неравенства румынские школьники начинают проходить уже во 2-ом классе, а наши – только в 5-ом. Ну а алгебраические и геометрические последовательности, которым многие страны уделяют внимание на протяжении всей школьной программы, в России изучаются только в 4-ом и в 9-ом классе.

Есть различия и в программах по геометрии. В большинстве стран знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами начинается еще в младших классах, в России – только в 7-ом классе.

Впрочем, главный вопрос всё же в том, как различия в школьных программах отражаются на успехах школьников? И здесь однозначного ответа пока нет. Длительность изучения тех или иных тем не связана значимо с математической грамотностью школьников в TIMSS. Однако, это исследование сосредоточено больше на формальных навыках и умении решать задачки «как в учебнике». И с этим у российских восьмиклассников проблем нет. Вот только в другом международном мониторинге, PISA, который проверяет умение решать задачи из реальной жизни, наши учащиеся серьезно отстают от стран-лидеров.