Вперед, в подсознание школы – студенты-исследователи Инобра пытаются «проникнуть в голову» учителю

Вышка подвела итоги конкурса научно-исследовательских работ студентов и выпускников. В этом году по направлению «Образование» подано 73 работы. Эксперты подвели итоги: среди призеров и лауреатов – четверо наших студентов, выпускников и, возможно, будущих магистрантов (студенты бакалавриата, чьи научные руководители из Инобра).

Вперед, в подсознание школы – студенты-исследователи Инобра пытаются «проникнуть в голову» учителю

Вряд ли тут уместно вспоминать психоанализ, но и его сторонники позавидовали бы упорству и находчивости, с которым начинающие исследовательницы пытаются проникнуть в мотивы, убеждения, ценности учителей, выявить их и измерить. Этому посвящены, как минимум, две победившие работы из четырех. 


Первокурсница нашей программы «Доказательное развитие образования» Бибигуль Искакова изучила, насколько ценности будущих педагогов помогут им работать в инклюзивном образовании. Научный руководитель ее работы «Аксиологическая готовность студентов педагогических направлений подготовки к работе в условиях инклюзивного образования (на примере университетов Германии и России)» – доцент Института психологии и педагогики ТюмГУ Жанна Брук.


Студентка выпускного курса бакалавриата ВШЭ Александра Григорьева работает над большим исследованием, связанным с самостоятельностью в учебе и новыми педагогическими моделями. Она разработала шкалу, которая позволяет измерить отношение учителей к передаче активной роли на уроке ученикам. Разные аспекты этого исследования второй год отмечаются жюри НИРСа: в прошлом году была отмечена сама шкала, в этом – ее психометрический анализ. Руководитель работы – научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций Инобра Анастасия Капуза.


Выпускница нашего института (программа «Измерения в психологии и образовании») Анастасия Садова подготовила работу о создании и валидации инструмента критического мышления. Это часть большого проекта, который ведет наша Лаборатория измерения конструктов и дизайна тестов (научный руководитель Анастасии – заместитель заведующего лабораторией Ксения Тарасова). Проект начался в прошлом году с заказа Вышки – университету было интересно измерить уровень критического мышления своих студентов. Постепенно это выросло в разработку первого в России подобного инструмента: он необходим, потому что даже ФГОСы и другие нормативы требуют развивать критическое мышление, а как измерять результаты этой работы школ и вузов, до сих пор оставалось загадкой. 


Студентка 4 курса бакалавриата ВШЭ Екатерина Савельева стала лауреатом с работой «Сравнительный анализ государственной политики в сфере образовательных инноваций на примере стран-участников ОЭСР». Руководитель – заведующая Лабораторией инноваций в образовании Диана Королева . Эксперты ОЭСР вот уже несколько лет исследуют, как «работают» инновации в национальных системах образования, каков их практический эффект и как воспринимают их учителя. В России лаборатория Инобра стала не только центром подобных исследований, но и своего рода создателем банка практик: ежегодно Инобр с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании  и поддерживает внедрение лучших. Как инициативы государства соотносятся с идеями «снизу» – одна из сфер постоянных исследований, в продолжение которых выполнена работа Екатерины Савельевой.


Поздравляем студенток, выпускниц и их научных руководительниц, желаем успешного продолжения исследований – и новых высот!


Подробнее об итогах конкурса НИРС-2021 можно узнать по ссылке.

Прямая речь

Бибигуль Искакова:


«Я начала работать над темой аксиологической готовности студентов к работе в условиях инклюзивного образования, когда еще училась в бакалавриате в Тюмени. Благодаря стипендии Президента России ездила в Германию, в Университет Билефельда, где опрашивала студентов и преподавателей. Сегодня продолжаю исследование вместе с коллегами из Билефельда и Венского университета.

Для работы с детьми с особенными потребностями нужно, чтобы педагог хорошо понимал, что такое инклюзия, и внутренне принимал ее необходимость. Исследование показало, что доля студентов педвузов с высокой внутренней аксиологической готовностью выше в Германии, но в России больше студентов с «пороговым» уровнем, то есть они активно «открываются» феномену инклюзии, нововведениям в образовании, мы прямо сейчас наблюдаем мощный переворот в убеждениях и ценностях. Интересно, что внутренняя готовность почти не зависит ни от курса, ни от уровня обучения студента. 

Надеюсь, что рекомендации, которые мы разработаем, помогут педагогическим вузам готовить студентов к работе в инклюзивном образовании». 


«Прямую речь» других призеров и лауреатов НИРСа читайте в ближайшее время.