МЛОПИО подводит итоги года
Исследования цифровых средств обучения
Именно эта тема стала ведущей для проектов МЛОПИО в 2021 году. Базой для этих исследований стали совместные проекты с образовательными платформами «СберОбразование» и «Учи.ру». В ходе работы наши коллеги собрали и проанализировали данные тестов учащихся 5-х классов, а также провели опросы учителей и школьной администрации, чтобы узнать, как педагоги используют цифровые платформы в учебном процессе. Эти данные представляют особый интерес, поскольку в период коронавирусных ограничений многие школы вынуждены были перейти на дистанционное обучение.
Схожую тематику наши коллеги затронули в рамках крупного исследовательского проекта «Цифровые средства в дистанционном обучении в школе: особенности внедрения, использования и восприятия». Эта работа показала, что в ряде регионов России до сих пор сохраняются сложности с переходом школ на дистант - неравный доступ к цифровым ресурсам в ходе нескольких волн модернизации наложился на географические, социально-экономические и демографические различия. Более успешными оказались школы, которые и до этого находились в более благополучном контексте с точки зрения кадрового состава и материально-технического обеспечения. При этом успешный переход на дистанционный формат обучения во многом зависит и от самих педагогов и их восприятия ситуации, а также от наличия коммуникационных проблем между педагогами и школьной администрации.
Продвижение доказательной культуры в EdTech
Наша лаборатория – единственная в России, кто фокусируется на исследованиях EdTech продуктов, их эффективности и внедрения. Поэтому наши коллеги стараются уделять особое внимание продвижению культуры доказательного подхода к исследованиям цифровизации образования и формированию в российском образовательном пространстве спроса на экспериментальную оценку выдвигаемых инноваций.
Так, в рамках этой работы МЛОПИО организовала серию семинаров по экспериментам в образовании для магистрантов и аспирантов Института образования при участии профессора Стэнфордского университета Прашанта Лоялки, ведущего научного сотрудника МЛОПИО. Главная особенность этих семинаров заключается в то, что весь материал излагается на примерах из образования, а слушатели могут не только познакомиться с результатами современных исследований, но и прокачать свои аналитические навыки на актуальных данных.
Кроме того, лаборатория организовала серию семинаров, посвященных институциональной трансформации внешкольного образования на постсоветском пространстве, с участием ведущих зарубежных специалистов - Аустеи Денисовайте, Риты Каса (Стокгольмская школа экономики), Улугбека Ишанходжаева (Университет Цукуба). В рамках серии семинаров были обсуждены актуальные вопросы школьного и внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза, проведены обсуждения страновых кейсов и сделаны попытки межстрановых сравнений.
Сотрудничество с внешними партнерами
Одним из серьезных достижений этого года является и исследование результативности реализации инновационного проекта «СберКласс». Это масштабное исследование, которое наша лаборатория провела в партнерстве с платформой «СберОбразование».
Другим нашим партнером стала образовательная платформа «Учи.ру», вместе с которой наши коллеги изучали вовлеченность учащихся и цифровые инструменты для ее измерения.
Помимо этого, наши сотрудники выиграли грант от Центра перспективных управленческих решений на изучение эффектов от реформы по присоединению территорий Новой Москвы на показатели школ и образовательные результаты учащихся.
Также сотрудники лаборатории провели серию вебинаров с коллегами из КазНПУ им. Абая, посвященных отбору и оценке образовательных инноваций и проведению педагогического эксперимента.
Присутствие в научном сообществе
Несмотря на часто меняющиеся условия жизни, продиктованные продолжающейся пандемией, мы стараемся продолжать активную научную жизнь и принимать участие в интересных событиях. В этом году наши коллеги выступили на международных конференциях Comparative & International Education Society 2021, European Conference on Educational Research, International Technology, Education and Development Conference. Пять материалов по результатам конференций опубликованы в сборниках, индексируемых в Web of Science Conference Proceedings Citation Index. Пять сотрудниц Лаборатории прошли обучение на международных летних и зимних школах, например, таких как Летняя школа университета Эссекса, Летняя школа Европейского консорциума политических исследований. Также сотрудники опубликовали две статьи в журналах первого квартиля, в издательствах, индексируемых в Scopus и Web of Science. Более того, пять статей были отправлены в редакции журналов, также индексируемых в Scopus и Web of Science.
Помимо этого, мы стараемся вовлекать в академическую среду и наших студентов. МЛОПИО работает со студентами разных направлений, в том числе с обучающимися на программах «Психология», «История», «Политология» и «Доказательное развитие образования». Все они включены в общие исследовательские проекты, а также принимают участие и во внешних исследованиях. Сотрудники Лаборатории участвуют в научном руководстве выпускных квалификационных и курсовых работ студентов ВШЭ, в общей сложности под руководством сотрудников Международной лаборатории было написано пять выпускных квалификационных работ, три из которых – работы выпускников магистерских программ. В 2021 году работа сотрудников лаборатории была высоко оценена. Так, Анастасия Капуза, научный сотрудник лаборатории, была признана лучшим преподавателем. По результатам НИРС-2020 также студентка Анастасии заняла второе место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по образованию для студентов бакалавриата».