Впервые после начала пандемии COVID-19 наши коллеги отправились на международную оффлайн-конференцию European Conference on Educational Research (ECER) 2022, которая в этом году проходила в Ереване. Конференции ECER проходят ежегодно, привлекая исследователей из более чем 70 стран, их организовывает Европейская ассоциация исследований образования (European Educational Research Association). Мы попросили наших коллег поделиться впечатлениями о конференции и рассказать об исследованиях, которые они презентовали.
Совместно c Павлом Бучко мы проанализировали тексты заданий международных и российских тестов по математике и выделили несколько интересных находок для образовательной политики. На сессии Tracking and Testing я представила результаты исследования. Мы решили не просто анализировать тексты качественными методами, но создать модель, которая могла бы автоматически определять степень близости математической задачи к так называемым real life problems – задачам, которые могут встретиться в реальной жизни, например, рассчитать стоимость ремонта в зависимости от площади комнаты, или сумму денег, полученной после обмена валюты. Эта модель показала, что тексты российских экзаменов далеки от текстов международного исследования PISA, что подтверждает ранее высказанные экспертами гипотезу. Это означает, что наши учащиеся редко применяют свои навыки на практике в рамках школьной программы и, прежде всего, учатся запоминать формулы и правила для решения абстрактных математических задач, получая при этом глубокую фундаментальную подготовку. Получилась крайне эффективная коммуникация с коллегами из разных стран и я очень рада, что мы остаёмся в поле международной науки.
На конференции я представила свою работу, посвященную реформе Новой Москвы и ее последствиям для школ на этой территории. Похожие реформы были и в других странах, поэтому зарубежные коллеги очень заинтересовались нашим кейсом! Мы обсудили эту работу с исследователями из Франции и оказалось, что образовательная политика в наших странах довольно схожа, и многие меры принимались в схожем ключе. Но при этом довольно мало работ, где оценивались бы эффекты и последствия таких решений, так что мои результаты оказались в центре внимания. Так что буду отправлять эту статью в зарубежный журнал!
Это была моя первая международная конференция, поэтому было довольно волнительно оказаться в Ереване! До своего выступления я успела послушать нескольких спикеров, например профессоров из Норвегии, рассматривающих образование как инструмент принуждения. Меня поразила непринуждённость выступления спикеров и глубина последовавшей дискуссии. Мой доклад был в сессии, посвящённой оцениванию некогнитивных навыков. Я рассказывала о найденных взаимосвязях между уровнем развития социально-эмоциональных навыков младших школьников и атмосферы в классе, тяготеющей к сотрудничеству или соревновательности. Участники конференции задали мне несколько технических вопросов по анализу данных и предложили направления для дальнейших исследований. Из веселого, мне очень запомнился шоколадный фонтан на welcome-party! Это, конечно, ни с чем не сравнимое ощущение - находиться в сообществе увлечённых исследователей со всего мира.
Поучаствовать в международной конференции в оффлайне было моей мечтой с момента прихода в Институт образования в роли стажера-исследователя. Ереван оказался очень приятным городом, хоть я и не успела изучить его целиком. Конференция шла три дня, и все три дня я слушала доклады про онлайн-обучение и неравенство в образовании. Многие представляли исследования в качественной методологии, и я нашла несколько полезных для себя теоретических рамок. Что касается моего исследования, я выступала в секции со своими коллегами Александрой Гетман и Ксенией Адамович, и итальянскими исследователями. Это было в последний день конференции, да ещё и в 9 утра, но несмотря на это, нас пришли послушать профессора из испанских университетов, которые живо включились в дискуссию по методологии моей будущей статьи. Мне очень понравилась лёгкая и безопасная атмосфера, в которой в радость делиться своими наработками.
На конференции совместно с Ксенией Адамович я выступила с докладом на сессии ICT in Education and Training. Наше исследование было посвящено динамике образовательного цифрового неравенства в российских регионах в период пандемии. Мы выявили наличие выраженных региональных различий в доступе к дистанционному обучению, связанных с социально-демографическими и экономическими характеристиками регионов, а также усиление цифрового неравенства в период пандемии. После презентации доклада нам удалось обсудить его с исследователями из швейцарского университета SUPSI, которые предложили ценные комментарии по дополнению проведённого анализа.
Это был мой первый опыт участия в международной конференции, и несмотря на небольшое волнение выступление прошло успешно, благодаря открытости и доброжелательности коллег. Надеюсь, это только начало и в будущем удастся ещё не раз поделиться результатами своих наработок и познакомиться с идеями исследователей из других стран.