Игра по правилам

На очередной встрече в рамках постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика», который организует Институт образования и Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), речь шла о том, какие площадки нужны современным детям. Начался семинар с вступительного слова руководителя Центра исследований современного детства Института образования, доктора психологических наук Катерины Поливановой. Своими мыслями поделилась с участниками семинара Катерина Николаевна и в ходе заинтересованных дискуссий, которые развернулись после выступления эксперта – сотрудника Центра игры и игрушки МГППУ Марии Соколовой.  

О том, как проходил семинар, рассказывает Катрин Арно.

«Куда уходит детство, в какие города?» – доносилась из колонок популярная песня. Сегодня ответы на эти вопросы ищут психологи, признаваясь, что каждое поколение тоскует по своему, тому самому, идеальному детству. И, если говорить о поколении современных взрослых, то первая ностальгическая ассоциация, которая приходит на ум (помимо бабушкиных блинчиков и семейной лепки пельменей), − конечно же, двор. В последние годы город стал дружественен детям как никогда ранее, но вот парадокс: несмотря на огромное количество современных, ярких детских площадок, дети гуляют меньше. Гораздо меньше. По статистике, даже меньше, чем заключенные.

Вот с такой невеселой ноты начала свой доклад Мария Соколова из Центра игры и игрушки МГППУ на семинаре «Современное детство: Какие игровые площадки нужны современным детям». Семинар проходит каждый месяц с целью обсуждения проблем развития и обучения современных детей и подростков, его организаторы – Институт образования НИУ ВШЭ и МГППУ.

«Для игры детям не нужны детские площадки! – шокирует Мария собравшихся, но тут же уточняет, – Для игры детям нужны время, место, партнеры по игре, свободные материалы и пространство для преобразования». (Вспоминаются взрослые возгласы на площадках «Не трогай», «Положи на место», «Не ломай», «Тут не рисуй».)

Детские площадки, оказывается, не просто должны радовать глаз, они должны содержать развивающий потенциал. Ведь именно свободная игра является основной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, именно в ней дети учатся, развиваются и познают мир. Посредством чего? – Игры, движения, риска, исследования, экспериментирования, общения, контакта с природой, наблюдения и отдыха. Если помножить это все на возможность преобразования, то получим формулу идеальной детской площадки.

Существуют ли такие? Да, говорят психологи. И называются они AdventurePlayground (площадки приключений). Площадка приключений – идеальная детская площадка, с точки зрения психологов, потому что содержит в себе все необходимые для развития зоны: воздушную (навесная, над землей), водную (система каналов), земную (песочница и огород), огненную (костровая), социальную (места игр, встреч, творчества) и личную (место для уединения или убежища).

С Марией не все согласны. «Так как сделаны эти площадки обычно любителями из подручных материалов, с точки зрения архитектора, – подчеркивает приглашенный гость Александр Фронтов, – это выглядит не эстетично, и больше походит на стройку или строительную свалку. Мы, архитекторы, любим прямые линии, то есть те детские площадки, которые критикуют психологи, нам, архитекторам и дизайнерам больше нравятся.»

Вот примерно так и образовался союз психологов и архитекторов, которые решили найти компромисс. Результатом их союза стали детские площадки в Сочи-парке, о которых подробно рассказали на семинаре. Красиво и "развивающе", никаких кислотных цветов, но современно – примерно так можно описать то, что из себя представляют эти площадки. Их особенностью является наличие водных зон – системы каналов и даже пруда с плотом, которым дети могут управлять сами. 

Говоря о перспективах, архитекторы и психологи в один голос упомянули инклюзивные площадки и проблему включенности инвалидов в игру. Мало сделать пандус – нужно сделать доступными и другие объекты. Кроме того, пандус не решает всех проблем: люди, передвигающиеся на колясках, – лишь малая толика детей, которым нужно помочь включиться в игру на детской площадке.

Еще одна  задача – сделать площадку интересной для взрослых, ведь если родителю есть там, чем заняться, ребенок будет гулять дольше, да и преемственность поколений появится – прямо у нас под окнами.

Дискуссия на семинаре получилась жаркой. Было высказано много предложений. Научный руководитель проекта Катерина Поливанова призывала всех быть спокойнее (хотя это редко у кого получалось) и задавала немало провокационных вопросов, один из которых, на мой взгляд, самый важный: «Может, стоит  спросить самого ребенка, что ему нужно?!»