Работа Сети по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ECEC) ОЭСР

В 2017 году прошло два заседания Сети по обучению и воспитанию детей младшего возраста ОЭСР. В качестве делегата  на данных мероприятиях присутствовала научный сотрудник Центра исследований современного детства Нисская Анастасия. Ниже вы можете познакоиться с основными результатами заседания. Подробный отчет о поездках представлен во вложенных файлах. 

Работа Сети по воспитанию и обучению детей младшего возраста (ECEC) ОЭСР

На заседании, прошедшем в октябре текущего года был представлен ряд важных проектов, направленных на исследование и развтие дошкольного образования:
   
1. Представлен проект Международного исследования педагогов дошкольного образования (TALIS Starting Strong Survey- далее TALIS SSS) (см. первую часть отчета)

Важно отрефлексировать, насколько нужно такое исследование в России? Есть ли у нас возможность выбирать дошкольных педагогов, или вакансий больше, чем претендентов? Что известно об обучении и условиях работы педагогов сегодня? В контексте российской действительности представляется важным поддерживать работы по рефлексированию и оценке того, какие практики распространены, как происходит первичное обучение педагогов и их дальнейшее профессиональное развитие. Представляется, что одним из путей такой работы может быть разработка инструментария в соответствии с региональными и муниципальными потребностями. Однако, исследование должно предполагать, какие потенциальные шаги могут быть сделаны в соответствии с его результатами. При формулировании подобной повестки, необходимо проводить обсуждение целей исследования (возможно, в связи с целями финансирования, возможно, в соответствии с представлениями о потенциале той или иной характеристики), формулировать вопросы, а потом уже переосмыслять опросник и реализовывать его. Поднимается вопрос об условиях присмотра, ухода и образования, которые создаются для детей до 3 лет как в организациях, так и в семьях. Для России данный вопрос с одной стороны, актуален, поскольку среди родителей существует запрос на качественные услуги для таких детей. С другой стороны, отношение общественности к нему неоднозначен, поскольку пребывание ребенка с матерью до трех лет рассматривается в качестве культурной нормы. В контексте предложений, сформулированных по поводу создания раннего психолого-педагогического патроната, возможно, актуальным будет изучение условий, в которых находятся дети в организациях и семье. Запланированный фокус на сопоставлении условий в центральных городах и на периферии представляется актуальным, поскольку в данных контекстах целесообразно актуализировать и развивать различные ресурсы (неформальные связи, поддержку сообщества, финансирование, стажировки и т.п. 

2. Представлен Международный проект изучения раннего образования и благополучия детей. Данное исследование обладает высоким потенциалом и для России. Оно позволит более целенаправленно вкладывать в дошкольное образование, выявлять и продвигать позитивные практики, поддерживать разнообразие уникальных психолого-педагогических подходов, создавать наиболее благополучные условия для развития детей. Важно сохранять при этом индивидуализированный подход, учитывающий современные представления о норме, об уникальной траектории развития ребенка. Важно уделить внимание не только созданию условий в образовательных учреждениях, но и на доказательной основе планировать эффективную поддержку семейного воспитания, улучшения домашних условий (обогащение среды, поддержка родительства, улучшение детско-родительских отношений). Участие в проекте важно и как возможность получения международного валидного инструмента диагностики благополучия детей-дошкольников. 

3. Представлен обновленный проект «Развитие индикаторов качества раннего образования». Среди индикаторов, есть ряд важных и для России: Так, вопрос поддержки родителей активно разрабатывается Институтом образования, в частности, Центром исследований современного детства. Этот вопрос является крайне важным, для мировой повестки. Интерес к исследованиям, учитывающим «голос детей» необходимо принять во внимание. Исследования, фокусирующиеся непосредственно на детях, позволят строить более эффективную и точно таргетированную образовательную политику, дадут представления об эффектах реформ и вложений.

4. Представлен проект обзора политик (изменено название проекта стандартов качества, обсуждавшийся на прошлых встречах): качество регуляции в раннем образовании “Policy review: Quality Beyond Regulations in Early Childhood Education and Care (ECEC)":

Тема связи структурных и процессуальных особенностей образовательного процесса с развитием детей является весьма перспективной и интересной темой. Такая работа от части ведется, есть ряд данных, показывающих влияние детского сада и его особенностей на развитие личности и интеллекта детей, на их дальнейшую успешность в школе. Тема требует фокусировки и обновления инструментов исследования детского благополучия.
Отчет ОЭСР октябрь 2017 (1).docx
На заседании, прошедшем в июле 2017 года был п
редставлен  ряд крайне важных документов и публикаций, в первую очередь, посвященных индикаторам дошкольного образования и практикам перехода от дошкольного образования к начальному школьному. Эти документы требуют изучения и могут быть использованы для мониторинга российского дошкольного образования. Продемонстрировано продвижение по представленным ранее проектам, ожидается появление крайне полезного для исследователей и практиков мета-анализа показателей оценки качества дошкольного образования.

Выработано общее понимание целей и задач инклюзивного образования (вовлечение, информирование, участие в общественной жизни), а также проблем, с которыми сталкивается большинство стран (образование педагогов, предубеждение общества, нехватка целенаправленного финансирования).
отчет НИССКАЯ ECEC ОЭСР июль 2017 (2).docx