Конференция "Игровая культура современного детства"

29 мая состоялась наша удивительная секция на конференции "Игровая культура современного детства" под руководством Катерины Поливановой.

Главными темами секции стали:
- обнаружение в игре противоположных функций и пространств: заданная норма в виде правил и порядка VS выход за пределы разрешенного и подрыв нормативного. Важным условием этого является присутствие сверстника, готового поддержать.
Трансляция же социальной нормы может происходить и без партнера-сверстника. Если задача только в усвоении норм, игра не нужна. Тотальная геймификация обучения не позволяет "рискованной" части игры развиваться. Эта тема была обозначена Петр Сафронов и поддержана участниками секции.

- понимание игры только как культурно-заданного процесса освоения отношений и способов действия существенно сужает и выхолащивает ее. 
Игра предстает как привлекательная для ребенка, свободная активность, требующая от взрослого чуткой поддержки и уважения, даже если она выражается в наблюдении за материалами и их свойствами, манипуляцию с ними. Чрезмерное внимание к форме игры зашумляет игровой процесс, нивелирует ее самоценность и разрушает опыт действия в мнимой ситуации.

В фокусе дискуссии были вопросы об универсальности этих идей для разных культурных и социально-экономических условий.

Борис Куприянов рассказал о приключениях, как о событии, где человек сам решает погрузиться в сильные эмоции и пытается выйти за пределы повседневности. Приключение позволяет прикоснуться собственной реактивности, почувствовать желание сопротивляться обстоятельствам. Приключения используются и в назидательных текстах и воспитательных практиках, однако препоном здесь является нарушение тайны. Приключение разрушается. 

Александра Старикова пригласила присутствующих порефлексировать, что такое игра, продемонстрировала, что игра - важная часть жизни всех детей, в том числе младенцев и детей, обладающих особенностями развития, например РАС. Показано, каким потенциалом обладает широкое недирективное понимание игры взрослым, и его готовность идти в игре за ребенком.Включение представлений о сенсорной интеграции должны быть включены в образование родителей.

Наталия Богачева в своем выступлении развеяла ряд мифов о вреде компьютерных игр. Например, риском является избыточная символизация в дошкольном возрасте, а вовсе не развитие агрессии. Мотивацией вовлечения в игры является далеко не только эскапизм, но и опыт потока, феномен неоконченного действия, случайные прикрепления, достижения и соревнование.

Алена Негода осветила феномен ролевых игр реального действия как способа осуществления пробы в безопасных условиях, а также источника ресурса жизнестойкости.

Катерина Поливанова, обобщая обсуждение, подчеркнула, что в жизни современного человека ситуации риска и "не риска" смешиваются, взрослый все чаще может позволить себе играть далеко за пределами детства. Игра как феномен требует широкого и разнообразного понимания, которое и было продемонстрировано на секции.