В городе Гент, Бельгия, прошла XVI конференции Европейской ассоциации исследования подросткового возраста

Научный сотрудник Центра исследований современного детства Александра Бочавер рассказывает об основных событиях конференции.

В городе Гент, Бельгия, прошла XVI конференции Европейской ассоциации исследования подросткового возраста

12-15 сентября 2018 года в Гентском университете (Гент, Бельгия) на факультете психологии и педагогических наук состоялась XVI конференция Европейской ассоциации исследования подросткового возраста (European Association for Research in Adolescence, EARA). В Ассоциацию входят исследователи из разных областей науки, которых объединяет интерес к научному и прикладному изучению подросткового возраста, включая темы социализации, подростковых рисков, развития идентичности, психического здоровья и др. Ассоциация способствует продвижению фундаментальных и прикладных исследований о подростковом возрасте в Европе, поддерживает объединяющее специалистов пространство, консультирует национальные и европейские власти по вопросам подросткового возраста, содействуя в разработке исследовательской политики и программ в отношении подростков. Регулярные встречи Ассоциации проводятся раз в два года, начиная с 1988 года. На конференции в Генте собралось около 450 специалистов в области психологии, образования, социологии из 44 стран, включая помимо Бельгии Нидерланды, Францию, Норвегию, Финляндию, Великобританию, Италию, Германию, Испанию, Турцию, Словакию, США, Канаду, и др. Россия была представлена четырьмя докладчиками - Натальей Горловой (СФУ, Красноярск), Кириллом Хломовым (РАНХиГС, Москва), Ксенией Тенишевой (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) и Александрой Бочавер (НИУ ВШЭ, Москва).

Основной темой конференции стало воспитание и развитие в подростковом возрасте с фокусом на адаптивном поведении (эмоциональной саморегуляции, просоциальном поведении, личностной зрелости, социальной компетентности, резильентности) и возможностях поддержки позитивного развития подростков (родительской поддержке, конструктивных отношениях учеников с учителями, безопасных дружеских и романтических отношениях). Проф. Джудит Сметана (Judith Smetana) (Рочестерский университет, США) выступила на открытии конференции с лекцией, посвященной конструированию подростковой автономии в контексте детско-родительских отношений. В частности, проф. Сметана рассказывала о том, как поведение родителей может способствовать разному обращению подростков с информацией о себе, поддерживая у них самораскрытие, умалчивание, хранение секретов или ложь.

Первый день был посвящен фундаментальным и/или социально значимым темам: различным проблемам перехода ко взрослости, роли семьи и школы в развитии подростков, а также европейскому гражданству среди молодежи и социализации беженцев. Проф. Ева Померанц (Eva Pomerantz) (Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне, США) прочла лекцию о значении бытующих в культуре представлений о подростковом возрасте в том, как в действительности подростки переживают этот период, на примере сравнения данных Китая и США, и показала, в частности, что китайские младшие подростки ведут себя, например, в отношении учебы, более конструктивно по сравнению с американскими, что объясняется, возможно, меньшей распространенностью в Китае взгляда на подростковый период как на этап «бури и натиска».

Второй день был практико-ориентированным, обсуждалась работа с подростками с психопатологией, зависимым поведением, задачи предупреждения буллинга, повышения резильентности, саморегуляции у подростков, и т.п. В частности, много внимания было посвящено необходимости интеграции в общество подростков-беженцев, обсуждались сложности, связанные с тем, что имеющиеся программы в основном монокультурные, и следует разрабатывать новые программы под актуальные задачи. Вторая половина дня была посвящена воркшопам, на которых в формате тренинга демонстрировались элементы работы с подростками с самоповреждающим поведением и пищевыми нарушениями, развитие автономной мотивации и социальных навыков у подростков, а также возможности терапии семей с подростками с депрессивной симптоматикой и суицидальным поведением.

Третий день был сфокусирован на новых направлениях в изучении подросткового возраста, например, исследованиях нарциссизма и сексуального поведения, продвижению инклюзии и борьбе с предубеждениями и т.п. Ключевым докладчиком выступила проф. Лиса Крокетт (Lisa Crockett) (Университет Небраски-Линкольна, США), чья лекция была посвящена биологическому, культурному и социальному контекстам в области подростковой сексуальности и обсуждению двух подходов к этой теме: «негативного», акцентирующего связанные с сексом риски и имплицитно содержащего идею о том, что сексуальное поведение – не подходящая подросткам активность, и «позитивного», признающего вклад подросткового сексуального опыта в обучение саморегуляции и построению близких доверительных отношений и дальнейшее здоровье и благополучие человека.

Завершалась конференция лекцией проф. Эвелин Крон (Eveline Crone) (Лейденский университет, Нидерланды) о роли развития мозга в социальном поведении подростков; так, нейронные ответы, которые ранее интерпретировались в контексте подростковой уязвимости (например, усиления рискованного поведения), могут также предоставлять возможности для социального научения – например, для быстрого приспособления к разным социальным условиям, образованию дружеских отношений и просоциального поведения.

Доминирующей теоретической рамкой представленных на конференции работ можно назвать теорию самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Ее перспективность и востребованность в области исследований подростков обусловлена фокусом на трех базовых психологических потребностях личности, которые состоят, согласно этой теории, в потребности в автономии, в компетентности и в отношениях с другими людьми. Все три потребности являются чрезвычайно весомыми в жизни подростков в соответствии с их возрастными задачами; кроме того, данная теория позволяет перебрасывать мосты от теории к практике и разрабатывать конкретные прикладные результаты исследований, что также повышает ценность исследований.

Большая часть традиционных докладов проходила в рамках симпозиумов, по 9 процессов в параллели, кроме того, ежедневно проходила часовая «экспертная панель», где обсуждались особенно неоднозначные темы. Поданные на устные выступления на секциях (paper sessions) заявки участников организаторами практически полностью были переназначены в постеры. Постерные сессии были организованы масштабно, без других проходящих параллельно мероприятий, что чрезвычайно способствовало поддержке коммуникативного пространства - дискуссий, знакомств, а также повышало «визибилити» отдельных участников.

Научный сотрудник Центра исследований современного детства Александра Бочавер представила постерный доклад под названием«Street activities among Russian adolescents in different generations» («Уличные занятия российских подростков разных поколений»), подготовленный совместно с проф. К.Н. Поливановой, научным руководителем Центра. Доклад содержательно соответствовал фокусу конференции на автономии подростков и пользовался большим интересом участников.

Следующая конференция Европейской ассоциации исследования подросткового возраста состоится в 2021 году в г. Порту (Португалия).