• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему проводилось исследование?

Проведенное исследование направлено на оценку навыков 21 века: Критического и Креативного мышления, Коммуникации и Кооперации в конце начальной школы (у учеников 4 классов). Эти 4 компетенции являются составляющей более сложной системы – так называемых «навыков XXI века – совокупности знаний, компетенций и индивидуальных особенностей человека, которые призваны обеспечить его успех в современном мире.

Почему проводилось исследование?

Необходимость развития компетенций 4К признана международным образовательным сообществом: в 2021 году измерение этих компетенций войдет в одно из наиболее значимых международных исследований качества образования - PISA.  Компетенции «4К» присутствуют во ФГОС НООО в качестве метапредметных (креативность и критическое мышление) и личностных (кооперация и коммуникация) образовательных результатов. Однако отсутствие этих групп результатов в итоговой оценке ученика приводит к тому, что в современной школе они часто формируются по остаточному принципу, несмотря на то, должны регулярно развиваться на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, в ходе повседневной педагогической практики. Кроме того, большинство существующих отечественных разработок по оценке личностных и метапредметных образовательных результатов либо не соответствуют требованиям надёжности и валидности инструмента, либо не могут быть масштабированы на большую выборку, так как требуют индивидуального оценивания каждого ученика, либо и то, и другое. Поэтому проведенное исследование очень актуально, а его результаты можно дальше использовать для совершенствования образовательной программы начальной школы. Подготовленные индивидуальные отчеты для каждого класса, принимающего участие в тестировании и отчеты для образовательных комплексов помогут администрации, учителям, обучающимся и их родителям сформировать представление о важности универсальных компетенций 4К и о возможностях их развития.

 

Как проводилось исследование?

Для учителей и администраторов образовательных комплексов был проведен запусковый обучающий вебинар, на котором было рассказано об инструменте измерения компетенций 4К, о процедуре проведения тестирования, о технических требованиях к проведению тестирования. Была составлена база обучающихся 4-х классов образовательных комплексов для проведения тестирования, затем вместе с координаторами от образовательных комплексов был разработан график проведения тестирования в каждом из 9 образовательных комплексов. От родителей (опекунов) каждого из обучающихся, принимающих участие в тестировании, было получено письменное согласие на участие его ребенка в тестировании. После получения согласия от родителей (опекунов) для всех обучающихся были сформированы логины участников, которые были разосланы по электронной почте в отобранные образовательные организации. Также были согласованы списки учителей, чьи классы участвуют в тестировании, для проведения анкетирования. Затем было проведено измерение уровня сформированности критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации у 1136 обучающихся 4 класса 9 отобранных образовательных комплексов г. Москвы разработанным в центре психометрических измерений в образовании Института образования ВШЭ инструментом измерения компетенций 4К в конце начальной школы. Формат измерения компетенций: компьютерное тестирование на основе игровых задач сценарного типа с автоматической обработкой результатов и обратной связью с учащимися сразу после прохождения тестирования. Тест состоит из заданий сценарного типа с жизненным и фантастическим контекстом. Эти задания воспринимаются учениками как игра, снижая тревожность и повышая мотивацию к выполнению теста. Обработка результатов измерения проводилась автоматически с помощью Байесовских сетей, что позволило достичь объективности и надежности результатов, не используя экспертную оценку.