Примеры выполненных проектов

Составление психометрических опросников для личностного анализа искусственным интеллектом

Разработка опросника, направленного на индивидуализацию взаимодействия ИИ с клиентом по результатам диагностики

Инициатор: Ewolve AI

Школьное краеведение в Забайкальском крае

Содействие развитию краеведения в городских и сельских школах как содержание проектной и исследовательской деятельности обучающихся в контексте задач устойчивого развития региона

Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ

Российский стендап: общественный дискурс и стереотипы

Анализ дискурса российского стендапа (телевизионного и клубного), в том числе в контексте образования, школы и родительства

Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ

Создание видеопримеров эталонных уроков в системно-деятельностном подходе

Проектирование и создание видеоурока в системно-деятельностном подходе для учащихся 4-х и 5-х классов

Инициатор: Школа «Сверхновая»

Экспедиция «Институциональные и символические ресурсы социальной мобильности в Челябинской области»

Исследование институциональных и неформальных ресурсов, способствующих выстраиванию жизненных траекторий и социальной мобильности в регионе

Инициатор: Центр социологии и культуры Института образования НИУ ВШЭ

Разработка программы и проведение образовательного события в госпитальной школе

Планирование и организация просветительского мероприятия для учеников госпитальной школы

Инициатор: Проект «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева

Экспедиция «Факторы развития дальневосточных университетов»

Сбор качественных данных для анализа региональных систем высшего образования Хабаровского и Камчатского края и дальнейшей выработки рекомендаций по развитию университетов.

Инициатор: Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

Исследование практики тьюторского сопровождения в вузе

Оценка потенциала тьюторства в Московском институте психоанализа

Инициатор: Московский институт психоанализа

Анализ данных интервенции 4К

Анализ качества опросника и взаимосвязей между вопросами опросника

Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ совместно с БФ Сбербанка «Вклад в будущее»

Онлайн-фестиваль «ЕГЭ. Краткий курс по выживанию»

Планирование и организация открытого просветительского мероприятия для учеников 11 класса, их родителей и учителей

Инициатор: Инициативный проект студентов

Исследование практик дизайна обучения в российских школах

Проведение интервью с учителями и руководителями российских школ, их расшифровка и первичный анализ

Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ

Анализ аудитории проекта «Тотальный диктант»

Составление портрета участника акции на основе существующего массива данных и разработка рекомендаций по улучшению анкеты

Инициатор: Фонд «Тотальный диктант»

Картирование центров изучения и развития навыков 4к

Сбор информации о ключевых игроках в области универсальных компетенций для расширения партнерской сети Института

Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Анализ рынка образовательных продуктов для школьников

Поиск и систематизация информации о конкурентах для планирования новых образовательных продуктов

Инициатор: Учи.ру

Создание теста для оценки компетенций цифровых ассистентов

Разработка модели компетенций и инструмента их оценивания для проекта "Цифровые ассистенты НИУ ВШЭ"

Инициатор: Цифровой блок НИУ ВШЭ

Разработка занятий на формирование 4к

Дизайн и апробация сценариев предметных уроков, направленных на формирование критического мышления, кооперации, коммуникации и креативности

Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Разработка онлайн-курса по креативной методологии CRAFT

Участие в проектировании образовательной модели онлайн-курса, подготовке теоретических материалов и практических заданий.

Инициатор: Школа инноваций и креативного мышления ИКРА

Доработка тренажера по решению бизнес-кейсов

Анализ обратной связи по первой версии тренажера, формирование предложений по улучшению и их реализация.

Инициатор: Changellenge>>

Аудит учебных тестов Московского института психоанализа

Анализ качества онлайн-тестов, используемых в рамках учебных дисциплин.

Инициатор: Московский институт психоанализа

Название проекта: Анализ данных интервенции 4К

Руководитель: Ирина Угланова

Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ совместно с БФ Сбербанка «Вклад в будущее»

Участники: Ирина Ковальчук

Проектная идея:

В течение двух лет учителя из двух регионов России (Калужская и Ярославская области) в своих классах применяли уроки, формирующие критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию на своих уроках, работая в команде с другими учителями. Собраны базы данных учащихся по тесту «4К», опросники учителей и опросники учащихся. Цель проекта — подготовить и проанализировать базы данных для первичной оценки интервенции и валидизации опросников и теста.

Достигнутые результаты:

Подготовлена очищенная и кодифицированная база данных опросника учителей и проанализированы психометрические свойства шкал опросника.

Компетенции:

  • анализ данных

Срок реализации: декабрь 2021

Название проекта: Исследование практики тьюторского сопровождения в вузе

Руководитель: Анастасия Никитина

Инициатор: Московский институт психоанализа

Участники: Дарья Суховская

Проектная идея:

Природа тьюторства — практики, способствующие развитию индивидуализации образовательного опыта студентов — предполагает адаптацию тьюторства под индивидуальные условия той среды, в которой оно будет реализовано. Предполагается, что тьюторство как практика по поддержке студентов, может способствовать повышению качества образовательного опыта и, как следствие, снижению отсева студентов. Цель проекта — оценить потенциал тьюторства и разработать план тьюторского сопровождения в университете.

Достигнутые результаты:

Выполнено исследование запроса на тьюторское сопровождение с использованием опросника совладания со стрессом COPE. Учет результатов тестирования поможет разработать алгоритмы и комплекс упражнений, проектных работ, которые постепенно воспитают необходимые ЗУН для ликвидации затруднений в ситуациях, вызывающих стресс или беспокойство у обучающихся, а также выстроить персонализированный образовательный маршрут своих подопечных.

Компетенции:

  • качественные исследования

Срок реализации: ноябрь 2021 — май 2022

Название проекта: Экспедиция «Факторы развития дальневосточных университетов»

Руководитель: Романенко Ксения Романовна

Инициатор: Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ

Участники: Елизавета Мезенцева

Проектная идея:

Географическая удаленность от федерального центра и проблемы транспортной инфраструктуры, демографические изменения и богатство природы, приграничный статус и многонациональный состав делают Дальний восток одной из самых значимых для изучения территорий. В центре экспедиции — анализ факторов развития дальневосточных университетов, сбор материалов для академических исследований и выработка рекомендаций для регионального развития.

Достигнутые результаты:

В ходе экспедиции были проведены встречи с руководством и студентами университетов Хабаровска, Биробиджана и Петропавловск-Камчатского, глубинные интервью и сбор данных. В результате анализа полученных данных были предоставлены отчеты университетам, включающие рекомендации по региональному развитию.

Компетенции:

  • проведение интервью
  • анализ данных
  • полевые исследования

Срок реализации: июнь 2022

Название проекта: Разработка программы и проведение образовательного события в госпитальной школе

Руководитель: Гульшат Суханова

Инициатор: Проект «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева

Участники: Арина Кошлакова

Проектная идея:

Летом ребята из обычных школ уезжают в летние лагеря или в деревню к бабушке, но у учеников госпитальной школы такой возможности нет. Площадка проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева в Москве является заказчиком разработки программы и проведения образовательного события в госпитальной школе.

Достигнутые результаты:

Продукт проекта — разработанные четыре мастер-класса, ассистирование педагогов госпитальной школы на мероприятиях площадки проекта «УчимЗнаем».

Компетенции:

  • дизайн образовательного мероприятия
  • ивент-менеджмент

Срок реализации: июль 2022

Название проекта: Экспедиция «Институциональные и символические ресурсы социальной мобильности в Челябинской области»

Руководитель: Лукина Анастасия Андреевна

Инициатор: Центр социологии и культуры Института образования НИУ ВШЭ

Участники: Максим Никитин, Ксения Вовченко, Алена Гришина

Проектная идея: 

Институциональные ресурсы предполагают выстраивание “традиционной” траектории, связанной с получением образования, служащим ключевым социальным лифтом. Неформальные, символические ресурсы (вовлеченность в культурные и социальные пространства) позволяют выстраивать альтернативный путь к социальной мобильности. Мы полагаем, что в целом в Челябинской области можно обнаружить иное отношение к образованию и к разным уровням образования, в частности, к среднему профессиональному образованию, чем в регионах центральной России. Соответственно, высшее образование также может рассматриваться иначе, формировать иные барьеры и возможности.

Достигнутые результаты: 

В ходе экспедиции были проведены интервью со студентами вузов и колледжей, в особенности студентами первого поколения (теми, кто впервые в своей семье начал получать высшее образование), написаны аналитические записки. Полученные данные из интервью послужат эмпирической базой для проведения дальнейшего исследования, посвященного проблематике студентов первого поколения. 

Компетенции: 

  • реализация исследовательского проекта полного цикла
  • проведение и анализ качественных интервью

Срок реализации: май 2023

Название проекта: Создание видеопримеров эталонных уроков в системно-деятельностном подходе

Руководитель: Тимофеев Федор Валерьевич

Инициатор: Школа «Сверхновая»

Участники: Анастасия Шароварова

Проектная идея: проанализировать в школе «Сверхновая» уроков на соответствие структуре урока в системно-деятельностном подходе и подготовить эталонные видео-примеры урока.

Достигнутые результаты: продуктом работы стали разработанный план урока и обучающее видео урока математики в системно-деятельностном подходе, которые в дальнейшем школа «Сверхновая» сможет применять в обучении новых сотрудников.

Компетенции:

  • создание учебных материалов
  • педагогический дизайн

Срок реализации: май — август 2023

Название проекта: Российский стендап: общественный дискурс и стереотипы

Проектная идея: Российский стендап — явление не уникальное, но важное: это попытка разговора о частном и «среднем». Стендап в силу жанровой особенности транслирует существующие стереотипы (поведения, гендерные и т. д.), в частности, об образовании и современном родительстве. Исследование направлено на поиск ответов на вопросы о социальном в стендапе.

Руководитель: Иванов Иван Юрьевич

Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ

Участники: Екатерина Остапенко

Достигнутые результаты:

В результате работы над проектом был подготовлен датасет статей по теме «Теоретические основы и причины возникновения мирового стендапа», проведено ревью по выбранным статьям и подготовлена записка по итогам кодирования контента.

Компетенции:

  • поиск и анализ контента
  • анализ данных

Срок реализации: май — октябрь 2023

Название проекта: Школьное краеведение в Забайкальском крае

Проектная идея: Содействие методическому обогащению школ и учреждений дополнительного образования в области организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в краеведении.

Руководитель: Обухов Алексей Сергеевич

Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ

Участники: Кристина Сурхаева

Достигнутые результаты:

Проведены интервью с педагогами и учащимися разных школ Забайкальского края, составлены отчеты по проведенным интервью, собраны фото- и видеоматериалы по каждой школе, в том числе с целью выявить связи школ с локальным сообществом и определить, в какой мере школами используется краеведческая деятельность. Составлены примеры исследовательских заданий для школьников.

Компетенции:

  • проведение интервью
  • сбор качественных данных
  • разработка учебных материалов

Срок реализации: июнь 2023

Название проекта: Составление психометрических опросников для личностного анализа искусственным интеллектом

Руководитель: Елизавета Баранова

Инициатор: Ewolve AI

Участники: Анастасия Горбушина

Проектная идея:

Получить глубокое понимание пользователей, благодаря созданию уникальных опросников, которые наиболее точно их потребности и предпочтения. Такой подход может улучшить качество опросников и повысить вероятность того, что пользователи ответят на них честно и достоверно.

Достигнутые результаты:

Результатом проекта стал опросник, позволяющий оценить черты личности в теории BIG-Five в разрезе диагностики мотивации, целей, принятия решений, стресс-менеджмента, эмоционального состояния, стилей обучения молодых женщин в возрасте до 35 лет, направленный на индивидуализацию взаимодействия ИИ с клиентом по результатам диагностики.

Компетенции:

  • разработка опросников
  • анализ данных

Срок реализации: июль — сентябрь 2023

Название проекта: Организация онлайн-фестиваля о ЕГЭ для выпускников школ

Руководитель: Гетман Анастасия Витальевна

Инициатор: инициативный проект студентов

Участники: Маргарита Кирюшина, Кавсарат Акаева и Ирина Подбородникова, Елизавета Горохова, Вера Шабунина

Проектная идея:

Существует много курсов по подготовке к ЕГЭ по предметам, но мало понятной информации об экзамене как явлении: особенностях проведения, подводных камнях и лайфхаках, психологических аспектах подготовки.

Проект придуман и реализован в рамках учебного курса «Мастерская образовательного проекта».

Достигнутые результаты:

На основе предварительного исследования аудитории участники составили программу серии мастер-классов от экспертов. Мероприятие прошло в январе 2021 года при поддержке Института образования и привлекло более 500 участников.

Материалы проекта

Запись трансляции мероприятия

Лендинг: http://egehse2021.tilda.ws

Страницы в социальных сетях: Вконтакте и Instagram

Презентация о ходе проекта: ЕГЭкраткий курс по выживанию

Компетенции:

  • анализ аудитории

  • проведение интервью

  • анализ качественных данных

  • ивент-менеджмент

  • SMM

Срок реализации: сентябрь 2020 — январь 2021

Название проекта: Исследование практик дизайна обучения в российских школах

Руководитель: Ефимова Евгения Артемовна

Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ

Участники: Альбина Гарифуллина, Алена Метусова, Алена Подобедова

Проектная идея:

В Институте образования идет работа над стратегией исследований и разработок в области педагогического дизайна. В рамках этой работы необходимо оценить возможности и барьеры для распространения педдизайна в практике российских школ и вузов, а также сформулировать их запрос как потенциальных заказчиков.

Достигнутые результаты:

Продуктом работы участников стала таблица с результатами кодирования 11 интервью, позволившая выделить текущие практики, запросы и барьеры в проектировании обучения в российских школах.

Материалы проекта

Результаты проекта были использованы в дальнейшем при создании выпуска «Педагогический дизайн в российских школах и вузах» серии «Современная аналитика образования»

Компетенции:

  • проведение интервью
  • анализ качественных данных

Срок реализации: март — май 2021

Название проекта: Анализ аудитории проекта «Тотальный диктант»

Руководитель: Вячеслав Беляков

Инициатор: Тотальный диктант

Участники: Антон Филипченко, Анна Епанчинцева

Проектная идея: Организаторам «Тотального диктанта» хотелось бы понять, какие люди в нем участвуют и почему, как они относятся к разным форматам и продуктам и как сохранить и еще сильнее вовлечь аудиторию проекта.

Достигнутые результаты:

Составлен портрет участника «Тотального диктанта», который будет использован при планировании и продвижении акции. Также студенты разработали рекомендации по улучшению анкеты участника (какие вопросы стоит исключить или добавить, предложения по изменению введения и инструкции к заполнению анкеты) для будущих акций проекта. Планируется повторение проекта в следующем году.

Компетенции:

  • анализ аудитории
  • количественных анализ данных
  • Excel
  • разработка анкет и опросников

Срок реализации: декабрь 2020 — март 2021

Название проекта: Картирование центров изучения и развития навыков 4к

Руководитель: Гасинец Михаил Васильевич

Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования

Участники: Екатерина Белова, Татьяна Кишкурно

Проектная идея:

Для развития комплексного направления «Универсальные компетенции» в Институте образования необходимо найти и систематизировать данные о ключевых игроках в этой области как среди исследовательских институтов, так и на рынке образовательных услуг.

Достигнутые результаты:

Участники проекта представили данные о ключевых центрах в виде таблицы и показали, что, несмотря на актуальность данной темы, специализованных центров по универсальным компетентностям в мире очень мало. Собранные материалы станут основой расширения партнерской сети Института образования и поиска участников предстоящих конференций.

Компетенции:

  • поиск данных в открытых источниках
  • картирование научной области

Срок реализации: февраль — май 2021

Название проекта: Анализ рынка образовательных продуктов для школьников

Руководитель: Диана Колесникова, Светлана Погода

Инициатор: Учи.ру

Участники: Анастасия Скорикова, Дарья Тимофеева, Ева Гнедина, Елена Ильина, Елена Максюта, Елизавета Вершинина

Проектная идея:

Для запуска нового продукта компании нужно понять, какие его варианты уже существуют на рынке. Необходимо проанализировать предложение российского и зарубежного рынка по ряду параметров (позиционирование, формат, механики, геймификация и пр.) и сделать рекомендации, которые будут использованы при создании нового продукта.

Достигнутые результаты:

Анализ рынка образовательных продуктов по 6 разным темам в виде таблицы/доски с саммари по конкурентам и общими выводами.

Компетенции:

  • анализ рынка
  • поиск данных в открытых источниках

Срок реализации: февраль 2021

Название проекта: Создание теста для оценки компетенций цифровых ассистентов

Руководитель: Тимофеева Дарья Сергеевна

Инициатор: Цифровой блок НИУ ВШЭ

Участники: Павел Бучко, Юлия Судоргина

Проектная идея:

В проекте «Цифровые ассистенты» ежемесячно проходят специализированное обучение студенты НИУ ВШЭ. По окончанию обучения студенты проходят тестирование, где необходимо продемонстрировать свои навыки работы с цифровыми сервисами, а также показать компетенции в области консультирования сотрудников и студентов. Предыдущий тестовый инструмент нуждался в модернизации и расширении.

Достигнутые результаты:

Участники уточнили модель компетенций цифрового ассистента, провели анализ частых обращений и существовавших заданий с точки зрения тест-девелопмента и разработали новый тестовый инструмент, готовый к использованию.

Компетенции:

  • тест-девелопмент
  • разработка модели компетенций

Срок реализации: февраль 2021

Название проекта: Разработка занятий на формирование 4к

Руководитель: Михайлова Александра Михайловна

Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Участники: Анна Владычина, Андрей Козлов, Светлана Шаграева

Проектная идея:

Коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность — важная часть образования для будущего, однако развитие этих компетенций в рамках основных школьных предметов по-прежнему часто вызывает трудности и непонимание со стороны учителей, которые видят в этом «вытеснение» предметного содержания навыками 4к. Цель проекта — создать примеры материалов, позволяющих успешно развивать эти навыки, не выходя за пределы школьных предметов.

Достигнутые результаты:

Участники (начинающие учителя) при сопровождении преподавателя разработали и провели в своих классах серию уроков по английскому языку и обществознанию, направленных на развитие 4к. Рефлексия и фиксация этого опыта позволила пополнить базу модельных материалов для учителей, а также была использована для развития схемы сопровождения действующих учителей в их работе с навыками 4к

Компетенции:

  • педагогический дизайн
  • создание учебных материалов
  • преподавание

Срок реализации: февраль-апрель 2021

Название проекта: Разработка онлайн-курса по креативной методологии CRAFT

Руководитель: Микрюков В.С., руководитель отдела маркетинга

Инициатор: Школа инноваций и креативного мышления ИКРА

Участники: Розалия Кириллова

Проектная идея:

Цель проекта — разработка онлайн-курса для первого уровня сертификации по креативной методологии CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools). Это методология креативного мышления, которая оперирует принципами конструирования фреймов: формирования новых ролей участников и новой формы отношений между ними. Автор методологии — Василий Лебедев (основатель и генеральный директор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА).

Достигнутые результаты:

В ходе работы студентка помогала проектировать образовательную модель онлайн-курса, собирала необходимые для него теоретические материалы и разработывала практические задания. Онлайн-курс доступен в Центре сертификации методологии CRAFT.

Компетенции:

  • педагогический дизайн
  • разработка онлайн-курса
  • креативные методологии

Срок реализации: сентябрь 2020 — март 2021

Название проекта: Доработка тренажера по решению бизнес-кейсов

Руководитель: Екатерина Николаева, аналитик и методист образовательных курсов

Инициатор: Changellenge>>

Участники: Елизавета Коротких

Проектная идея:

Цель проекта — доработка тренажера для прохождения кейс-интервью и решения бизнес-кейсов двух типов — для решения кейсов индивидуально и для решения кейсов в парах.

Достигнутые результаты:

Студентка собрала и систематизировала обратную связь по старой версии тренажера, сформулировала предложения по улучшению и утвердила их в команде проекта. В результате реализации этих предложений была создана новая версия, состоящая из 10 форм для индивидуального и 10 форм для парного прохождения. .

Компетенции:

  • педагогический дизайн
  • создание учебных материалов

Срок реализации: сентябрь 2021 — ноябрь 2021

Название проекта: Аудит учебных тестов Московского института психоанализа

Руководитель: Екатерина Бакай

Инициатор: Московский институт психоанализа

Участники: Кира Забродина, Ирина Ковальчук, Егор Сагитов

Проектная идея:

Московский институт психоанализа реализует программы по психологии, педагогике и дефектологии в учебной среде INSTUDY. В этой среде собраны более 1000 тестов, которые проходят студенты в рамках дисциплин. Есть данные, что результаты тестов не до конца соответствуют результатам итогового оценивания выпускников вуза. Нужно разобраться, почему это так.

Достигнутые результаты:

Студенты проанализировали тесты с точки зрения их трудности, дискриминативности, качества дистракторов, а также связь результатов и времени выполнения и переходов со страницы. По результатам участники подготовили отчет с рекомендациями по улучшению качества тестов в институте, которые могут использовать преподаватели в работе.

Компетенции:

  • классическая теория тестирования
  • тест-девеломпмент

Срок реализации: октябрь 2021 — ноябрь 2021