Примеры выполненных проектов
Составление психометрических опросников для личностного анализа искусственным интеллектом
Разработка опросника, направленного на индивидуализацию взаимодействия ИИ с клиентом по результатам диагностики
Инициатор: Ewolve AI
Школьное краеведение в Забайкальском крае
Содействие развитию краеведения в городских и сельских школах как содержание проектной и исследовательской деятельности обучающихся в контексте задач устойчивого развития региона
Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Российский стендап: общественный дискурс и стереотипы
Анализ дискурса российского стендапа (телевизионного и клубного), в том числе в контексте образования, школы и родительства
Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Создание видеопримеров эталонных уроков в системно-деятельностном подходе
Проектирование и создание видеоурока в системно-деятельностном подходе для учащихся 4-х и 5-х классов
Инициатор: Школа «Сверхновая»
Экспедиция «Институциональные и символические ресурсы социальной мобильности в Челябинской области»
Исследование институциональных и неформальных ресурсов, способствующих выстраиванию жизненных траекторий и социальной мобильности в регионе
Инициатор: Центр социологии и культуры Института образования НИУ ВШЭ
Разработка программы и проведение образовательного события в госпитальной школе
Планирование и организация просветительского мероприятия для учеников госпитальной школы
Инициатор: Проект «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева
Экспедиция «Факторы развития дальневосточных университетов»
Сбор качественных данных для анализа региональных систем высшего образования Хабаровского и Камчатского края и дальнейшей выработки рекомендаций по развитию университетов.
Инициатор: Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Исследование практики тьюторского сопровождения в вузе
Оценка потенциала тьюторства в Московском институте психоанализа
Инициатор: Московский институт психоанализа
Анализ данных интервенции 4К
Анализ качества опросника и взаимосвязей между вопросами опросника
Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ совместно с БФ Сбербанка «Вклад в будущее»
Онлайн-фестиваль «ЕГЭ. Краткий курс по выживанию»
Планирование и организация открытого просветительского мероприятия для учеников 11 класса, их родителей и учителей
Инициатор: Инициативный проект студентов
Исследование практик дизайна обучения в российских школах
Проведение интервью с учителями и руководителями российских школ, их расшифровка и первичный анализ
Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ
Анализ аудитории проекта «Тотальный диктант»
Составление портрета участника акции на основе существующего массива данных и разработка рекомендаций по улучшению анкеты
Инициатор: Фонд «Тотальный диктант»
Картирование центров изучения и развития навыков 4к
Сбор информации о ключевых игроках в области универсальных компетенций для расширения партнерской сети Института
Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Анализ рынка образовательных продуктов для школьников
Поиск и систематизация информации о конкурентах для планирования новых образовательных продуктов
Инициатор: Учи.ру
Создание теста для оценки компетенций цифровых ассистентов
Разработка модели компетенций и инструмента их оценивания для проекта "Цифровые ассистенты НИУ ВШЭ"
Инициатор: Цифровой блок НИУ ВШЭ
Разработка занятий на формирование 4к
Дизайн и апробация сценариев предметных уроков, направленных на формирование критического мышления, кооперации, коммуникации и креативности
Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Разработка онлайн-курса по креативной методологии CRAFT
Участие в проектировании образовательной модели онлайн-курса, подготовке теоретических материалов и практических заданий.
Инициатор: Школа инноваций и креативного мышления ИКРА
Доработка тренажера по решению бизнес-кейсов
Анализ обратной связи по первой версии тренажера, формирование предложений по улучшению и их реализация.
Инициатор: Changellenge>>
Аудит учебных тестов Московского института психоанализа
Анализ качества онлайн-тестов, используемых в рамках учебных дисциплин.
Инициатор: Московский институт психоанализа
Руководитель: Ирина Угланова
Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ совместно с БФ Сбербанка «Вклад в будущее»
Участники: Ирина Ковальчук
Проектная идея:
В течение двух лет учителя из двух регионов России (Калужская и Ярославская области) в своих классах применяли уроки, формирующие критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию на своих уроках, работая в команде с другими учителями. Собраны базы данных учащихся по тесту «4К», опросники учителей и опросники учащихся. Цель проекта — подготовить и проанализировать базы данных для первичной оценки интервенции и валидизации опросников и теста.
Достигнутые результаты:
Подготовлена очищенная и кодифицированная база данных опросника учителей и проанализированы психометрические свойства шкал опросника.
Компетенции:
- анализ данных
Срок реализации: декабрь 2021
Название проекта: Исследование практики тьюторского сопровождения в вузе
Руководитель: Анастасия Никитина
Инициатор: Московский институт психоанализа
Участники: Дарья Суховская
Проектная идея:
Природа тьюторства — практики, способствующие развитию индивидуализации образовательного опыта студентов — предполагает адаптацию тьюторства под индивидуальные условия той среды, в которой оно будет реализовано. Предполагается, что тьюторство как практика по поддержке студентов, может способствовать повышению качества образовательного опыта и, как следствие, снижению отсева студентов. Цель проекта — оценить потенциал тьюторства и разработать план тьюторского сопровождения в университете.
Достигнутые результаты:
Выполнено исследование запроса на тьюторское сопровождение с использованием опросника совладания со стрессом COPE. Учет результатов тестирования поможет разработать алгоритмы и комплекс упражнений, проектных работ, которые постепенно воспитают необходимые ЗУН для ликвидации затруднений в ситуациях, вызывающих стресс или беспокойство у обучающихся, а также выстроить персонализированный образовательный маршрут своих подопечных.
Компетенции:
- качественные исследования
Срок реализации: ноябрь 2021 — май 2022
Название проекта: Экспедиция «Факторы развития дальневосточных университетов»
Руководитель: Романенко Ксения Романовна
Инициатор: Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ
Участники: Елизавета Мезенцева
Проектная идея:
Географическая удаленность от федерального центра и проблемы транспортной инфраструктуры, демографические изменения и богатство природы, приграничный статус и многонациональный состав делают Дальний восток одной из самых значимых для изучения территорий. В центре экспедиции — анализ факторов развития дальневосточных университетов, сбор материалов для академических исследований и выработка рекомендаций для регионального развития.
Достигнутые результаты:
В ходе экспедиции были проведены встречи с руководством и студентами университетов Хабаровска, Биробиджана и Петропавловск-Камчатского, глубинные интервью и сбор данных. В результате анализа полученных данных были предоставлены отчеты университетам, включающие рекомендации по региональному развитию.
Компетенции:
- проведение интервью
- анализ данных
- полевые исследования
Срок реализации: июнь 2022
Название проекта: Разработка программы и проведение образовательного события в госпитальной школе
Руководитель: Гульшат Суханова
Инициатор: Проект «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева
Участники: Арина Кошлакова
Проектная идея:
Летом ребята из обычных школ уезжают в летние лагеря или в деревню к бабушке, но у учеников госпитальной школы такой возможности нет. Площадка проекта «УчимЗнаем» в НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева в Москве является заказчиком разработки программы и проведения образовательного события в госпитальной школе.
Достигнутые результаты:
Продукт проекта — разработанные четыре мастер-класса, ассистирование педагогов госпитальной школы на мероприятиях площадки проекта «УчимЗнаем».
Компетенции:
- дизайн образовательного мероприятия
- ивент-менеджмент
Срок реализации: июль 2022
Название проекта: Экспедиция «Институциональные и символические ресурсы социальной мобильности в Челябинской области»
Руководитель: Лукина Анастасия Андреевна
Инициатор: Центр социологии и культуры Института образования НИУ ВШЭ
Участники: Максим Никитин, Ксения Вовченко, Алена Гришина
Проектная идея:
Институциональные ресурсы предполагают выстраивание “традиционной” траектории, связанной с получением образования, служащим ключевым социальным лифтом. Неформальные, символические ресурсы (вовлеченность в культурные и социальные пространства) позволяют выстраивать альтернативный путь к социальной мобильности. Мы полагаем, что в целом в Челябинской области можно обнаружить иное отношение к образованию и к разным уровням образования, в частности, к среднему профессиональному образованию, чем в регионах центральной России. Соответственно, высшее образование также может рассматриваться иначе, формировать иные барьеры и возможности.
Достигнутые результаты:
В ходе экспедиции были проведены интервью со студентами вузов и колледжей, в особенности студентами первого поколения (теми, кто впервые в своей семье начал получать высшее образование), написаны аналитические записки. Полученные данные из интервью послужат эмпирической базой для проведения дальнейшего исследования, посвященного проблематике студентов первого поколения.
Компетенции:
- реализация исследовательского проекта полного цикла
- проведение и анализ качественных интервью
Срок реализации: май 2023
Название проекта: Создание видеопримеров эталонных уроков в системно-деятельностном подходе
Руководитель: Тимофеев Федор Валерьевич
Инициатор: Школа «Сверхновая»
Участники: Анастасия Шароварова
Проектная идея: проанализировать в школе «Сверхновая» уроков на соответствие структуре урока в системно-деятельностном подходе и подготовить эталонные видео-примеры урока.
Достигнутые результаты: продуктом работы стали разработанный план урока и обучающее видео урока математики в системно-деятельностном подходе, которые в дальнейшем школа «Сверхновая» сможет применять в обучении новых сотрудников.
Компетенции:
- создание учебных материалов
- педагогический дизайн
Срок реализации: май — август 2023
Название проекта: Российский стендап: общественный дискурс и стереотипы
Проектная идея: Российский стендап — явление не уникальное, но важное: это попытка разговора о частном и «среднем». Стендап в силу жанровой особенности транслирует существующие стереотипы (поведения, гендерные и т. д.), в частности, об образовании и современном родительстве. Исследование направлено на поиск ответов на вопросы о социальном в стендапе.
Руководитель: Иванов Иван Юрьевич
Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Участники: Екатерина Остапенко
Достигнутые результаты:
В результате работы над проектом был подготовлен датасет статей по теме «Теоретические основы и причины возникновения мирового стендапа», проведено ревью по выбранным статьям и подготовлена записка по итогам кодирования контента.
Компетенции:
- поиск и анализ контента
- анализ данных
Срок реализации: май — октябрь 2023
Название проекта: Школьное краеведение в Забайкальском крае
Проектная идея: Содействие методическому обогащению школ и учреждений дополнительного образования в области организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в краеведении.
Руководитель: Обухов Алексей Сергеевич
Инициатор: Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Участники: Кристина Сурхаева
Достигнутые результаты:
Проведены интервью с педагогами и учащимися разных школ Забайкальского края, составлены отчеты по проведенным интервью, собраны фото- и видеоматериалы по каждой школе, в том числе с целью выявить связи школ с локальным сообществом и определить, в какой мере школами используется краеведческая деятельность. Составлены примеры исследовательских заданий для школьников.
Компетенции:
- проведение интервью
- сбор качественных данных
- разработка учебных материалов
Срок реализации: июнь 2023
Название проекта: Составление психометрических опросников для личностного анализа искусственным интеллектом
Руководитель: Елизавета Баранова
Инициатор: Ewolve AI
Участники: Анастасия Горбушина
Проектная идея:
Получить глубокое понимание пользователей, благодаря созданию уникальных опросников, которые наиболее точно их потребности и предпочтения. Такой подход может улучшить качество опросников и повысить вероятность того, что пользователи ответят на них честно и достоверно.
Достигнутые результаты:
Результатом проекта стал опросник, позволяющий оценить черты личности в теории BIG-Five в разрезе диагностики мотивации, целей, принятия решений, стресс-менеджмента, эмоционального состояния, стилей обучения молодых женщин в возрасте до 35 лет, направленный на индивидуализацию взаимодействия ИИ с клиентом по результатам диагностики.
Компетенции:
- разработка опросников
- анализ данных
Срок реализации: июль — сентябрь 2023
Название проекта: Организация онлайн-фестиваля о ЕГЭ для выпускников школ
Руководитель: Гетман Анастасия Витальевна
Инициатор: инициативный проект студентов
Участники: Маргарита Кирюшина, Кавсарат Акаева и Ирина Подбородникова, Елизавета Горохова, Вера Шабунина
Проектная идея:
Существует много курсов по подготовке к ЕГЭ по предметам, но мало понятной информации об экзамене как явлении: особенностях проведения, подводных камнях и лайфхаках, психологических аспектах подготовки.
Проект придуман и реализован в рамках учебного курса «Мастерская образовательного проекта».
Достигнутые результаты:
На основе предварительного исследования аудитории участники составили программу серии мастер-классов от экспертов. Мероприятие прошло в январе 2021 года при поддержке Института образования и привлекло более 500 участников.
Материалы проекта
Лендинг: http://egehse2021.tilda.ws
Страницы в социальных сетях: Вконтакте и Instagram
Презентация о ходе проекта: ЕГЭкраткий курс по выживанию
Компетенции:
-
анализ аудитории
-
проведение интервью
-
анализ качественных данных
-
ивент-менеджмент
-
SMM
Срок реализации: сентябрь 2020 — январь 2021
Название проекта: Исследование практик дизайна обучения в российских школах
Руководитель: Ефимова Евгения Артемовна
Инициатор: Институт образования НИУ ВШЭ
Участники: Альбина Гарифуллина, Алена Метусова, Алена Подобедова
Проектная идея:
В Институте образования идет работа над стратегией исследований и разработок в области педагогического дизайна. В рамках этой работы необходимо оценить возможности и барьеры для распространения педдизайна в практике российских школ и вузов, а также сформулировать их запрос как потенциальных заказчиков.
Достигнутые результаты:
Продуктом работы участников стала таблица с результатами кодирования 11 интервью, позволившая выделить текущие практики, запросы и барьеры в проектировании обучения в российских школах.
Материалы проекта
Результаты проекта были использованы в дальнейшем при создании выпуска «Педагогический дизайн в российских школах и вузах» серии «Современная аналитика образования»
Компетенции:
- проведение интервью
- анализ качественных данных
Срок реализации: март — май 2021
Название проекта: Анализ аудитории проекта «Тотальный диктант»
Руководитель: Вячеслав Беляков
Инициатор: Тотальный диктант
Участники: Антон Филипченко, Анна Епанчинцева
Проектная идея: Организаторам «Тотального диктанта» хотелось бы понять, какие люди в нем участвуют и почему, как они относятся к разным форматам и продуктам и как сохранить и еще сильнее вовлечь аудиторию проекта.
Достигнутые результаты:
Составлен портрет участника «Тотального диктанта», который будет использован при планировании и продвижении акции. Также студенты разработали рекомендации по улучшению анкеты участника (какие вопросы стоит исключить или добавить, предложения по изменению введения и инструкции к заполнению анкеты) для будущих акций проекта. Планируется повторение проекта в следующем году.
Компетенции:
- анализ аудитории
- количественных анализ данных
- Excel
- разработка анкет и опросников
Срок реализации: декабрь 2020 — март 2021
Название проекта: Картирование центров изучения и развития навыков 4к
Руководитель: Гасинец Михаил Васильевич
Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования
Участники: Екатерина Белова, Татьяна Кишкурно
Проектная идея:
Для развития комплексного направления «Универсальные компетенции» в Институте образования необходимо найти и систематизировать данные о ключевых игроках в этой области как среди исследовательских институтов, так и на рынке образовательных услуг.
Достигнутые результаты:
Участники проекта представили данные о ключевых центрах в виде таблицы и показали, что, несмотря на актуальность данной темы, специализованных центров по универсальным компетентностям в мире очень мало. Собранные материалы станут основой расширения партнерской сети Института образования и поиска участников предстоящих конференций.
Компетенции:
- поиск данных в открытых источниках
- картирование научной области
Срок реализации: февраль — май 2021
Название проекта: Анализ рынка образовательных продуктов для школьников
Руководитель: Диана Колесникова, Светлана Погода
Инициатор: Учи.ру
Участники: Анастасия Скорикова, Дарья Тимофеева, Ева Гнедина, Елена Ильина, Елена Максюта, Елизавета Вершинина
Проектная идея:
Для запуска нового продукта компании нужно понять, какие его варианты уже существуют на рынке. Необходимо проанализировать предложение российского и зарубежного рынка по ряду параметров (позиционирование, формат, механики, геймификация и пр.) и сделать рекомендации, которые будут использованы при создании нового продукта.
Достигнутые результаты:
Анализ рынка образовательных продуктов по 6 разным темам в виде таблицы/доски с саммари по конкурентам и общими выводами.
Компетенции:
- анализ рынка
- поиск данных в открытых источниках
Срок реализации: февраль 2021
Название проекта: Создание теста для оценки компетенций цифровых ассистентов
Руководитель: Тимофеева Дарья Сергеевна
Инициатор: Цифровой блок НИУ ВШЭ
Участники: Павел Бучко, Юлия Судоргина
Проектная идея:
В проекте «Цифровые ассистенты» ежемесячно проходят специализированное обучение студенты НИУ ВШЭ. По окончанию обучения студенты проходят тестирование, где необходимо продемонстрировать свои навыки работы с цифровыми сервисами, а также показать компетенции в области консультирования сотрудников и студентов. Предыдущий тестовый инструмент нуждался в модернизации и расширении.
Достигнутые результаты:
Участники уточнили модель компетенций цифрового ассистента, провели анализ частых обращений и существовавших заданий с точки зрения тест-девелопмента и разработали новый тестовый инструмент, готовый к использованию.
Компетенции:
- тест-девелопмент
- разработка модели компетенций
Срок реализации: февраль 2021
Название проекта: Разработка занятий на формирование 4к
Руководитель: Михайлова Александра Михайловна
Инициатор: Лаборатория проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Участники: Анна Владычина, Андрей Козлов, Светлана Шаграева
Проектная идея:
Коммуникация, кооперация, критическое мышление и креативность — важная часть образования для будущего, однако развитие этих компетенций в рамках основных школьных предметов по-прежнему часто вызывает трудности и непонимание со стороны учителей, которые видят в этом «вытеснение» предметного содержания навыками 4к. Цель проекта — создать примеры материалов, позволяющих успешно развивать эти навыки, не выходя за пределы школьных предметов.
Достигнутые результаты:
Участники (начинающие учителя) при сопровождении преподавателя разработали и провели в своих классах серию уроков по английскому языку и обществознанию, направленных на развитие 4к. Рефлексия и фиксация этого опыта позволила пополнить базу модельных материалов для учителей, а также была использована для развития схемы сопровождения действующих учителей в их работе с навыками 4к
Компетенции:
- педагогический дизайн
- создание учебных материалов
- преподавание
Срок реализации: февраль-апрель 2021
Название проекта: Разработка онлайн-курса по креативной методологии CRAFT
Руководитель: Микрюков В.С., руководитель отдела маркетинга
Инициатор: Школа инноваций и креативного мышления ИКРА
Участники: Розалия Кириллова
Проектная идея:
Цель проекта — разработка онлайн-курса для первого уровня сертификации по креативной методологии CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools). Это методология креативного мышления, которая оперирует принципами конструирования фреймов: формирования новых ролей участников и новой формы отношений между ними. Автор методологии — Василий Лебедев (основатель и генеральный директор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА).
Достигнутые результаты:
В ходе работы студентка помогала проектировать образовательную модель онлайн-курса, собирала необходимые для него теоретические материалы и разработывала практические задания. Онлайн-курс доступен в Центре сертификации методологии CRAFT.
Компетенции:
- педагогический дизайн
- разработка онлайн-курса
- креативные методологии
Срок реализации: сентябрь 2020 — март 2021
Название проекта: Доработка тренажера по решению бизнес-кейсов
Руководитель: Екатерина Николаева, аналитик и методист образовательных курсов
Инициатор: Changellenge>>
Участники: Елизавета Коротких
Проектная идея:
Цель проекта — доработка тренажера для прохождения кейс-интервью и решения бизнес-кейсов двух типов — для решения кейсов индивидуально и для решения кейсов в парах.
Достигнутые результаты:
Студентка собрала и систематизировала обратную связь по старой версии тренажера, сформулировала предложения по улучшению и утвердила их в команде проекта. В результате реализации этих предложений была создана новая версия, состоящая из 10 форм для индивидуального и 10 форм для парного прохождения. .
Компетенции:
- педагогический дизайн
- создание учебных материалов
Срок реализации: сентябрь 2021 — ноябрь 2021
Название проекта: Аудит учебных тестов Московского института психоанализа
Руководитель: Екатерина Бакай
Инициатор: Московский институт психоанализа
Участники: Кира Забродина, Ирина Ковальчук, Егор Сагитов
Проектная идея:
Московский институт психоанализа реализует программы по психологии, педагогике и дефектологии в учебной среде INSTUDY. В этой среде собраны более 1000 тестов, которые проходят студенты в рамках дисциплин. Есть данные, что результаты тестов не до конца соответствуют результатам итогового оценивания выпускников вуза. Нужно разобраться, почему это так.
Достигнутые результаты:
Студенты проанализировали тесты с точки зрения их трудности, дискриминативности, качества дистракторов, а также связь результатов и времени выполнения и переходов со страницы. По результатам участники подготовили отчет с рекомендациями по улучшению качества тестов в институте, которые могут использовать преподаватели в работе.
Компетенции:
- классическая теория тестирования
- тест-девеломпмент
Срок реализации: октябрь 2021 — ноябрь 2021