• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доказательная магистратура: итоги исследования

Гармонова Анна Владимировна

Центр университетского партнерства: Директор центра

Опфер Евгения Анатольевна

Департамент образовательных программ: Доцент

Щеглова Дарья Владимировна

Департамент образовательных программ: Доцент

Гаврилов Сергей Владимирович

Институт образования: Научный сотрудник

Что такое DEANS’ - модели?

По совокупности социологических данных массовых опросов, экспертных полуструктурированных интервью и вторичной открытой информации, иследовательским коллективом проекта "Ландшафт российской магистратуры" было выделено пять DEANS’ моделей российских магистратур. Эти модели отличаются по трекам и мотивам поступления, содержанию и организации образовательного процесса (включая формирование компетенций), эффектам от магистратуры для жизни и профессионального развития студентов.

 

DEANS’ - модели

dummy (пустышка)

магистратура, в которую поступают ради того, чтобы безопасно «пересидеть» несколько лет за партой, смягчить выход на рынок труда, выбрав при этом самый легкий путь обучения без перерыва в том же вузе и по тому же направлению подготовки. Магистранты в таких магистратурах, как правило работают не по специальности, не достраивают профессиональных компетенций (и не ожидают этого от программы), занятия проводятся по вечерам и в субботу, подстраиваясь под режим полного рабочего дня магистрантов. «Научная» отдача от такой программы минимальна (почти нулевая), студенты не вовлечены в научную жизнь вуза, затрудняются в оценке качества получаемого образования, так как не понимают (и не планируют) применять его на практике. Программа не индивидуализирована.

elementary (средняя школа для взрослых)

содержание курсов частично дублируют/продолжают бакалавриат по тому же направлению, преподаватели и в бакалавриате, и в магистратуре одни и те же; студенты достраивают в первую очередь «мягкие компетенции, выбирают «легкий путь» поступления (без перерыва/с перерывом в один год, по тому же направлению), нет индивидуального трека, но высокое качество образования; магистранты хотят повысить свою конкурентноспособность на рыке труда, не меняя при этом профиль и/или направление подготовки,  мало вовлечены в научную работу.

academiс (академическая)

содержательно и по формату занятий ближе к аспирантуре; мотивы поступления в магистратуру сохраняются рыночные, но со значительной (относительно других моделей) долей тех, кто планирует поступать в аспирантуру; соотношение компетенций паритетное с фокусом на академические компетенции; имеющиеся академические компетенции студенты оценивают высоко, есть индивидуализация обучения с упором на научную работу; преподаватели и магистранты активно вовлечены в науку, магистранты совмещают учебу и работу в лаборатории/вузе.

nightschool / next EDU (вечерняя школа/второе высшее)

похоже на получение второго высшего образования по своей интенсивности, новизне знаний, нагрузке и отдаче от программы магистратуры, которая  существенно отличаются от бакалавриата; соотношение компетенций в сторону профессиональных (хард) и цифровых, треки поступления: с перерывом, с переездом и сменой направления; слабое вовлечение в научную деятельность, магистранты совмещают работу по специальности и учебу

supplementary (ДПО)

студенты поступают для рынка труда - с четким профессиональным треком, достраивают компетенции базового  бакалавриата; характер компетенций – профессиональные (хард), треки поступления: с перерывом, по тому же направлению; слабое вовлечение в научную деятельность, формат преподавания - отличается от бакалавриата, онлайн курсы включены в учебный процесс, магистранты совмещают работу (в большинстве - по специальности) и учебу. Отличие от модели «второго высшего»/ «вечернего отделения» состоит в том, что магистранты получают достаточно узкий набор новых компетенций «в глубь» профессиональной области. Эти компетенции могут быть как мягкими, так и «жесткими»

магистратура, в которую поступают ради того, чтобы безопасно «пересидеть» несколько лет за партой, смягчить выход на рынок труда, выбрав при этом самый легкий путь обучения без перерыва в том же вузе и по тому же направлению подготовки. Магистранты в таких магистратурах, как правило работают не по специальности, не достраивают профессиональных компетенций (и не ожидают этого от программы), занятия проводятся по вечерам и в субботу, подстраиваясь под режим полного рабочего дня магистрантов. «Научная» отдача от такой программы минимальна (почти нулевая), студенты не вовлечены в научную жизнь вуза, затрудняются в оценке качества получаемого образования, так как не понимают (и не планируют) применять его на практике. Программа не индивидуализирована.

содержание курсов частично дублируют/продолжают бакалавриат по тому же направлению, преподаватели и в бакалавриате, и в магистратуре одни и те же; студенты достраивают в первую очередь «мягкие компетенции, выбирают «легкий путь» поступления (без перерыва/с перерывом в один год, по тому же направлению), нет индивидуального трека, но высокое качество образования; магистранты хотят повысить свою конкурентноспособность на рыке труда, не меняя при этом профиль и/или направление подготовки,  мало вовлечены в научную работу.

содержательно и по формату занятий ближе к аспирантуре; мотивы поступления в магистратуру сохраняются рыночные, но со значительной (относительно других моделей) долей тех, кто планирует поступать в аспирантуру; соотношение компетенций паритетное с фокусом на академические компетенции; имеющиеся академические компетенции студенты оценивают высоко, есть индивидуализация обучения с упором на научную работу; преподаватели и магистранты активно вовлечены в науку, магистранты совмещают учебу и работу в лаборатории/вузе.

похоже на получение второго высшего образования по своей интенсивности, новизне знаний, нагрузке и отдаче от программы магистратуры, которая  существенно отличаются от бакалавриата; соотношение компетенций в сторону профессиональных (хард) и цифровых, треки поступления: с перерывом, с переездом и сменой направления; слабое вовлечение в научную деятельность, магистранты совмещают работу по специальности и учебу

студенты поступают для рынка труда - с четким профессиональным треком, достраивают компетенции базового  бакалавриата; характер компетенций – профессиональные (хард), треки поступления: с перерывом, по тому же направлению; слабое вовлечение в научную деятельность, формат преподавания - отличается от бакалавриата, онлайн курсы включены в учебный процесс, магистранты совмещают работу (в большинстве - по специальности) и учебу. Отличие от модели «второго высшего»/ «вечернего отделения» состоит в том, что магистранты получают достаточно узкий набор новых компетенций «в глубь» профессиональной области. Эти компетенции могут быть как мягкими, так и «жесткими»


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.