Делают ли современные технологии современным и преподавание? Российская магистратура перед новыми вызовами
Ждет ли систему высшего образования «перезагрузка» после пандемии? Вопрос не тривиальный. Исследователи российской магистратуры Института образования попытались ответить на него, рассуждая о том, как изменится магистерское образование в обозримом будущем.Руководитель проекта «Рождение российской магистратуры» Анна Гармонова и научный сотрудник ПУЛ «Развитие университетов» Дарья Щеглова представили данные исследования магистрантов и преподавателей, на Международном семинаре «Проблемы и возможности российской магистратуры: вызовы времени», который проводился в рамках мероприятия «Магистратура 2025 Содружество стейкхолдеров», при поддержке благотворительного Фонда Владимира Потанина.
Щеглова Дарья: «В марте этого года мы апробировали новый инструментарий для опроса студентов, преподавателей вузов и работодателей на «поле» Псковского государственного университета. Это был «пробный шар» для того, чтобы на кейсе одного университета «схватить» тенденции того, насколько студенты и преподаватели готовы к трансформации магистратуры».
В «точку», конечно, «бил» вопрос о том, готовы ли преподаватели работать дистанционно. За неделю до эпидемии четверть преподавателей была к этому не готова, 11% считали, что это невозможно, а 64% - полностью поддерживали эту идею.
Неготовность преподавателей к переменам подтверждает ответ на вопрос о новых технологиях в образовании и их использовании. Респондентам был предложен выбор: On line курсы Курсеры, Stepik, НОП, On line курсы собственного и партнерских университетов, формат blended learning или другое.
57% преподавателей ничего не использовали из предложенных технологий до введения режима самоизоляции. Готовы ли эти 57% к новым условиям работы, кто может стать субъектом преобразования и ждет ли российскую магистратуру сценарий «перезагрузки»?
Анна Гармонова: «В отношении к реформам высшего образования, мнения опрошенных бакалавров и магистрантов укладывается в общую тенденцию: и те и другие считают, что возврат к специалитету маловероятен, равно, как и внедрение микростепеней. Преподаватели в регионах, напротив, полны надежд на возврат к специалитету, но настроены скептически по отношению к микростепеням».
О чем нам говорят эти данные?
Материалы семинара доступны по ссылке: http://potaninconf2020.unn.ru/