• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книжная полка: о кризисе преподавания на страницах в "Окнах роста"

Евгения Опфер поделилась впечатлениями о книге В.В. Радаева "Преподавание в кризисе" .
В "Окнах роста" вышла заметка об академическом книжном клубе коллектива проекта.
Евгения отмечает, что "прочтение книги позволяет отрефлексировать свой собственный преподавательский опыт и наметить точки роста. Особенно интересна эта книга будет начинающим преподавателям, которые пока еще ищут свой подход к современным студентам и не в полной мере прониклись вузовской культурой".

Книжная полка: о кризисе преподавания на страницах в "Окнах роста"

Приведено из материалов "Окон роста"
Евгения Опфер

Мне трудно выделить одну книгу, которая предопределила выбор профессии или направление научного исследования, в этом основную роль сыграли другие факторы. Но первая серьезная (нехудожественная) книга, которую я прочитала, бросила мне вызов, дав понять, что чтение научной литературы требует дополнительных усилий и компетенций. Речь о книге «Закат Европы» (1918) Освальда Шпенглера, которую мне довелось прочитать в 18 лет. В то время мое знакомство с длинными текстами только начиналось, хотя чтение художественных романов с сюжетной линией уже давалось вполне легко. С длинным философским текстом, требующим знания многих исторических и прочих фактов, дела обстояли сложнее. Первой мыслью было, конечно, бросить чтение – текст никак не давался. Но в то же время это было для меня вызовом: неужели я не могу вчитаться и понять основную идею Шпенглера? Прочитав большой пласт дополнительной литературы по философии и истории, а также рецензии на книгу, я справилась с задачей. Этот опыт дал понимание того, что научная идея должна быть описана в рамках какого-то подхода и теоретической рамки, что идеи автора должны быть доказательны – обязательные требования к научной работе.

Я изучаю российское магистерское образование в составе исследовательской группы проекта «Ландшафт российской магистратуры». Мы, сотрудники вузов, знаем не понаслышке, что изменения в системе высшего образования происходят перманентно. Для того чтобы научно осмыслить происходящие процессы и изменения, нужно, с одной стороны, быть в курсе последних научных исследований, с другой стороны – знать классические теории и концепции.

Недавно мы с коллегами организовали научный книжный клуб, в котором раз в месяц (пока) тесным кругом обсуждаем интересные книги и статьи, посвященные высшему образованию. На предыдущем собрании мы обсуждали книгу Вадима Радаева «Преподавание в кризисе», которая вышла в 2022 году. В книге через призму поколенческой теории описаны вызовы, стоящие перед университетами в целом и преподавателями в частности. Проблемы, на которые обращает внимание Вадим Валерьевич, актуальны для преподавателей независимо от вуза. Прочтение книги позволяет отрефлексировать свой собственный преподавательский опыт и наметить точки роста. Мне кажется, особенно интересна эта книга будет начинающим преподавателям, которые пока еще ищут свой подход к современным студентам и не в полной мере прониклись вузовской культурой.