Школа в пространстве и времени: экспедиция Лаборатории управления школой

Студенты Вышки отправились в недельную экспедицию и посетили 8 школ Ленинградской и  Калининградской области. Школы выбраны не случайно — в них используются особые подходы к управлению процессами и взаимодействию с учениками и авторские педагогические концепции. Цель экспедиции — собрать подробные описания школ необычных моделей для серии монографий «Новая российская школа», готовящейся к публикации в Лаборатории управления школой Института образования НИУ ВШЭ. Для этого участники экспедиции провели исследовательские работы, а медиа-группа подготовила подробный отчёт.

Школа в пространстве и времени: экспедиция Лаборатории управления школой

Вячеслав Алексюк

Оргнизаторы экспедиции —  Наталья Исаева, Константин Серёгин и Марина Цатрян — обеспечили полное погружения участников в исследование моделей школ. В ходе интервью с администрацией школ, учителями и учениками участники экспедиции узнали, как школы видят свои миссию и ценности, для кого они работают, как организуют образовательную программу и управление школой. Другая важная часть исследования — наблюдение за средой школы: артефактами, которые её наполняют, и людьми, которые её населяют. Это универсальный метод погружения в контекст в попытке понять и интерпретировать в происходящее, который можно применить даже к «развлекательной» части программы. В первый день студенты опробовали его на экскурсии в музее Анны Ахматовой и весь вечер обсуждали, как организовано пространство экспозиции. Оказалось, что для этого не нужно быть куратором — главное внимательно смотреть.

 

Исследование школ началось с погружения в прошлое. Школа имени А.М. Горчакова, расположенная в Павловске, встретила интерьерами дачи 19 века. Это школа-пансион для мальчиков, которая позиционируется как современная версия Царскосельского лицея. Распорядок дня, расписанный с утра до вечера, ориентирован на развитие творческого потенциала.

Школа имени А.М. Горчакова



Имя школе также дано не случайно: А.М. Горчаков — выпускник того самого первого класса Царскосельского лицея, в котором учился и А.С. Пушкин. Об этом студенты узнали на экскурсии в сам Лицей, получив возможность сравнить его прошлое и нынешнее воплощения.


Императорский Царскосельский лицей

Императорский Царскосельский лицей


Посещение Второй Санкт-Петербургской гимназии — продолжение экскурсии в прошлое. Это старейшая в России государственная гимназия, основанная в 1805 году по указу Александра I. Его бюст стоит на парадной лестнице, а ученики трут его нос на удачу. Вторая гимназия — школа-музей с сохранёнными историческими интерьерами и фрагментами двухсотлетней истории, которыми наполнено пространство.


Вторая Санкт-Петербургская гимназия

Вторая Санкт-Петербургская гимназия



Учредитель современного Царскосельского лицея Сергей Эдидович Гутцайт рассказал, что инвестиция в школу — это возможность потратить деньги со вкусом. А ещё постоянная головная боль, потому что школа — это система, которую можно совершенствовать бесконечно, она не даёт возможности заскучать. С посещением каждой новой школы студенты убеждались в этом всё больше.

 

Лицей №590, изначально имевший математический уклон, специально ушёл от него — дети, которые учатся в нём по прописке, не должны по воле случая становиться математиками. Теперь в рекреациях проводятся выставки работ современных художников, которые проводят мастер-классы и учат понимать искусство. По всей школе разбросаны изображения пчёл — её символов, а сама школа представляется как творческий улей.


Лицей информационно-коммуникативных технологий

Лицей информационно-коммуникативных технологий


В школе «Экспресс» учатся те, кто не хочет или не может ходить в школу: это школа дистанционного обучения с собственной электронной платформой. Это не «школа» в привычном смысле, а образовательная среда. В прочем, помещение у неё всё-таки есть – камерное (почти как квартира) и уютное.

ШДО ЧОУ «Школа Экспресс»

Школа-Экспресс в Санкт-Петербурге

В Cверхновой школе, которая работает первый год, придерживаются системы развивающего обучения, которая переносит теоретические значения в практическую жизнедеятельность. Школа впечатляет интерьерами по последнему слову дизайна среды, открытым, но пока не обжитым пространством.


Сверхновая Школа

Сверхновая школа

Не отстаёт Школа будущего в Калининграде. Там типичные коридоры школы 90х украшают лавочки-подоконники с выжженными на них формулами, стул с гвоздями (как у йогов) и другие неожиданные артефакты. Причём большая часть — проекты учеников. На семинаре в Школе будущего участники экспедиции обсудили проблему обучения подростков с коллегами из Покровского Квартала и Зиларта.


Школа будущего

Школа будущего в п. Большое Исаково

Не все школы, отобранные для исследования, носят экзотические имена. Калининградская школа №28 запомнилась брендингом, выдержанным во всех мелочах, и невероятно развитыми школьными медиа (многие ведут ученики, но и у директора есть Telegram- и YouTube- каналы).

Ленинградская школа №58 – последняя в программе – как-будто подытоживает увиденное в экспедиции. Это комфортное светлое современное пространство с удобной навигацией и «инструкции» к помещениям, которое наполняют проекты учеников. Особое внимание уделяют профориентации – в школе есть оборудованный кабинет для медицинского класса, а ученики получают возможность посмотреть на реальную медицинскую практику (и, возможно, упасть в обморок).


МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 58 Калининграда

Школа №58 в Калининграде

После школ настоящего (или будущего?) участники вернулись в прошлое — в старую немецкую школу Вальдвинкель. Студенты узнали о традициях немецкой школы, которые сохраняются до сих пор. Эта точка выхода из пространства экспедиции превращает каждую увиденную школу в то, что когда-то может стать музеем.


Вальдвинкель

Музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель»

Всё это детали, которые нетрудно заметить — они создают уникальный облик каждой школы, который врезается в память. После экспедиции с уверенностью можно сказать, что каждая из 8 школ особенная. Разобрать авторские модели организации образовательного и учебного процесса ещё предстоит в работе с собранными данными, а пока мы делимся наблюдениями. 


Поездка состоялась в рамках программы поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново».