Школа в пространстве и времени: экспедиция Лаборатории управления школой
Оргнизаторы экспедиции — Наталья Исаева, Константин Серёгин и Марина Цатрян — обеспечили полное погружения участников в исследование моделей школ. В ходе интервью с администрацией школ, учителями и учениками участники экспедиции узнали, как школы видят свои миссию и ценности, для кого они работают, как организуют образовательную программу и управление школой. Другая важная часть исследования — наблюдение за средой школы: артефактами, которые её наполняют, и людьми, которые её населяют. Это универсальный метод погружения в контекст в попытке понять и интерпретировать в происходящее, который можно применить даже к «развлекательной» части программы. В первый день студенты опробовали его на экскурсии в музее Анны Ахматовой и весь вечер обсуждали, как организовано пространство экспозиции. Оказалось, что для этого не нужно быть куратором — главное внимательно смотреть.
Исследование школ началось с погружения в прошлое. Школа имени А.М. Горчакова, расположенная в Павловске, встретила интерьерами дачи 19 века. Это школа-пансион для мальчиков, которая позиционируется как современная версия Царскосельского лицея. Распорядок дня, расписанный с утра до вечера, ориентирован на развитие творческого потенциала.
Имя школе также дано не случайно: А.М. Горчаков — выпускник того самого первого класса Царскосельского лицея, в котором учился и А.С. Пушкин. Об этом студенты узнали на экскурсии в сам Лицей, получив возможность сравнить его прошлое и нынешнее воплощения.
Императорский Царскосельский лицей
Посещение Второй Санкт-Петербургской гимназии — продолжение экскурсии в прошлое. Это старейшая в России государственная гимназия, основанная в 1805 году по указу Александра I. Его бюст стоит на парадной лестнице, а ученики трут его нос на удачу. Вторая гимназия — школа-музей с сохранёнными историческими интерьерами и фрагментами двухсотлетней истории, которыми наполнено пространство.
Вторая Санкт-Петербургская гимназия
Учредитель современного Царскосельского лицея Сергей Эдидович Гутцайт рассказал, что инвестиция в школу — это возможность потратить деньги со вкусом. А ещё постоянная головная боль, потому что школа — это система, которую можно совершенствовать бесконечно, она не даёт возможности заскучать. С посещением каждой новой школы студенты убеждались в этом всё больше.
Лицей №590, изначально имевший математический уклон, специально ушёл от него — дети, которые учатся в нём по прописке, не должны по воле случая становиться математиками. Теперь в рекреациях проводятся выставки работ современных художников, которые проводят мастер-классы и учат понимать искусство. По всей школе разбросаны изображения пчёл — её символов, а сама школа представляется как творческий улей.
Лицей информационно-коммуникативных технологий
В Cверхновой школе, которая работает первый год, придерживаются системы развивающего обучения, которая переносит теоретические значения в практическую жизнедеятельность. Школа впечатляет интерьерами по последнему слову дизайна среды, открытым, но пока не обжитым пространством.
Не отстаёт Школа будущего в Калининграде. Там типичные коридоры школы 90х украшают лавочки-подоконники с выжженными на них формулами, стул с гвоздями (как у йогов) и другие неожиданные артефакты. Причём большая часть — проекты учеников. На семинаре в Школе будущего участники экспедиции обсудили проблему обучения подростков с коллегами из Покровского Квартала и Зиларта.
Школа будущего в п. Большое Исаково
Не все школы, отобранные для исследования, носят экзотические имена. Калининградская школа №28 запомнилась брендингом, выдержанным во всех мелочах, и невероятно развитыми школьными медиа (многие ведут ученики, но и у директора есть Telegram- и YouTube- каналы).
Ленинградская школа №58 – последняя в программе – как-будто подытоживает увиденное в экспедиции. Это комфортное светлое современное пространство с удобной навигацией и «инструкции» к помещениям, которое наполняют проекты учеников. Особое внимание уделяют профориентации – в школе есть оборудованный кабинет для медицинского класса, а ученики получают возможность посмотреть на реальную медицинскую практику (и, возможно, упасть в обморок).
После школ настоящего (или будущего?) участники вернулись в прошлое — в старую немецкую школу Вальдвинкель. Студенты узнали о традициях немецкой школы, которые сохраняются до сих пор. Эта точка выхода из пространства экспедиции превращает каждую увиденную школу в то, что когда-то может стать музеем.
Музей «Старая немецкая школа Вальдвинкель»
Всё это детали, которые нетрудно заметить — они создают уникальный облик каждой школы, который врезается в память. После экспедиции с уверенностью можно сказать, что каждая из 8 школ особенная. Разобрать авторские модели организации образовательного и учебного процесса ещё предстоит в работе с собранными данными, а пока мы делимся наблюдениями.
Поездка состоялась в рамках программы поддержки студенческих экспедиций «Открываем Россию заново».