4-6 июля 2023 г. в Институте образования НИУ ВШЭ прошла Летняя школа для лидеров школ на этапе запуска

Летняя школа «Концепт-школа»: практикум по моделированию школ на этапе запуска» была организована Лабораторией управления школой совместно с магистерской программой «Управление образованием» Института образования НИУ ВШЭ. Мероприятие собрало три десятка школьных команд из 11 различных регионов России и Узбекистана. Трехдневный интенсив позволил участникам проанализировать и вместе с экспертами-наставниками спроектировать улучшения модели своей школы, наметив шаги ее развития.

Основной «фишкой» и главной ценностью школы, по отзывам участников, стала ее узкая и точная фокусировка на проблематике запуска школ — на этапе до открытия и в первые год-два работы. При этом ключевыми темами Летний школы (ЛШ) стали: 


  • Модель школы как объект управления и проектирования 
  • Видение, концепция и ценностное предложение 
  • Образовательная программа и среда
  • Коммуникационная стратегия
  • Формирование контингента обучающихся и педагогической команды
  • Административная команда и культура управления 
  • Дорожная карта запуска и программа развития школы

Важной особенностью ЛШ был ее формат. Так все команды-участники на 3 дня попали под наставничество экспертов с опытом запуска и управления яркими образовательными проектами: Валерия Астанчука (Сверхновая школа, г. Санкт-Петербург), Марка Сартана (Школа 800, г. Нижний Новгород), Лады Силиной (Школа МИР, Владимирская область) и Дмитрия Фишбейна (Лицей ВШЭ и школа «Сколка», г. Москва). А чтобы участники команд могли получить консультаций по отдельным профильным темам, организаторами ЛШ были приглашены и другие эксперты-практики, такие как Кристина Валайтис-Винобер (Школа 800), Александр Гизи (сеть частных школ Heritage), Александр Гулин (частная школа «Снегири»), Мария Васильева (проект «ПРОвыбор») и др. Экспертный опыт практиков был дополнен теоретическими обзорами и данными исследований от Лаборатории управления школой.    


После небольшой паузы на летних каникулах, мы попросили экспертов поделиться своими персональными итогами и впечатлениями о Летней школе:  



«Я рад, что сама тема запуска новой школы как бы соткалась в воздухе, сформировалась из множества кейсов как отдельная, требующая особого внимания задача. И сами кейсы удивительно многообразны, что особенно радует во времена реванша унификации в образовании. Уверен, что Летняя школа дала старт системному подходу к задаче запуска школ для множества регионов».

 
Марк Сартан, директор АНОО «Школа 800» 



«Для меня эта летняя школа стала интересным опытом обсуждения того, чего ещё нет (разговор про проекты новых школ). Такой контекст вообще очень про образование, по-моему. В нашем деле всегда стоит проектировать именно будущее. Представьте, дети, которые сейчас родились, закончат школу и пойдут во взрослую жизнь в 2040 году. Как это ни сложно, нам надо думать о том, каким будет то время и какие навыки станут там необходимы».


Дмитрий Фишбейн, директор школы «Сколка» 



«Что это Летняя школа показала? Летняя школа в Вышке в это беспокойное время, полное вызовов для педагогических школьных команд — место силы, обмена идеями и мотивации к постановке вопросов, которые служат своеобразным механизмом (драйвером) развития.


Чем эта летняя школа удивила? Ненасытностью управленцев и педагогов в форматах, технологиях, профессиональном общении («и трех дней мало»)». 

Лада Силина, директор «Школы МИР» в г. Доброград 



«Меня совершенно не удивило, что полсотни учителей со всех концов страны, в свой отпуск, часто за личные средства, бросив семью отправились на летнюю школу – это имманентное свойство представителей нашей профессии. А вот чувство их профессионального одиночества ищущих новое в себе и для себя, даже не озадачило – ошеломило. Судя по всему, привычка представлять достижения, а не жить, исповедуя принцип: «Мы работаем хорошо, но давайте подумаем – как можно это делать еще лучше!», – присущее школьным работникам моего поколения, куда-то ушло.

Вот я и подумал, не является ли инициация, затем – организация содержательной образовательной тусовки для тех «чудиков», которые не оставили надежды найти «педагогический камень», основной задачей лаборатории «Управление школой», шире – Института образования?» 


Анатолий Каспржак, ординарный профессор НИУ ВШЭ