Спешат уйти со школьного двора: выбор после 9 класса определяют семейные «ландшафты смыслов»
«Осознанный выбор после 9 класса — скорее исключение, чем правило. В нашем колледже из 6 тысяч студентов осознанно выбрали профессию процентов 15. Остальные — это «белые листы», с которыми мы начинаем работать», — рассказывает Наталья Рытикова, руководитель отделения «Открытые образовательные практики» Московского колледжа архитектуры, дизайна и инжиниринга.
Интересно, что на выбор между колледжем и 10 классом влияют не столько деньги, сколько культурные установки в семье. «Наше исследование выявило, что существуют разные культурные «ландшафты смыслов», которые формируют представления подростков о своем будущем и влияют на их решения о продолжении образования, — объясняет Екатерина Павленко. — Они как линзы, сквозь которые школьник смотрит на свое будущее. И в зависимости от того, как настроены эти «линзы», одни возможности попадают в фокус, а другие остаются за кадром».
Сегодня высшее образование в глазах многих школьников не является социальным лифтом. Для них это скорее гарантия не скатиться на «дно», чем шанс достичь успеха. «Если подросток понимает взрослость как умение держать себя в руках и принимать «правильные» решения, он скорее пойдет в колледж. А если для него быть взрослым — это контролировать себя и отвечать за последствия, то вероятнее, что он останется в школе до 11 класса», — поясняет Павленко.
Школа и семья не всегда помогают подростку осознанно выстроить свой путь в образовании. Эксперты сходятся во мнении, что школьникам необходима не только профориентация, но и возможность безопасно пробовать себя в разных сферах, получая поддержку от взрослых. Подросткам нужны «культурные гиды» — учителя, родители, успешные студенты. Те, кто сумеет разглядеть в них потенциал и помочь найти свою дорогу, невзирая на стереотипы.
Посмотреть запись >
Павленко Екатерина Сергеевна
Центр социологии культуры: Директор центра