• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые разработки в области человеческого капитала в международном дискурсе

Продолжается публикация информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. В серии недавних докладов старшего научного сотрудника ЦРНПО Павла Сорокина с коллегами рассматриваются актуальные вопросы развития навыков в контексте социально-экономических вызовов современности.

Выпуск № 37 за авторством Павла Сорокина и Анастасии Зыковой посвящен вопросам определения и  развития «агентности» («активной самостоятельности»)  — элемента человеческого капитала, привлекающего все больше внимания в  международном академическом и  экспертном сообществе. Формирование этого качества постепенно становится одной из  ключевых задач образовательной политики в мире.

В выпуске № 30, подготовленном в соавторстве с Паулиной Гасс и Верой Мальцевой, анализируется международная экспертная повестка о  развитии навыков в  контексте социально-экономических вызовов современности. Рассмотрена дискуссия об  общих и  профессиональных навыках в  экспертном поле, выделены ключевые содержательные акценты, объединяющие авторитетные доклады. В качестве источников были отобраны экспертные доклады международных организаций в сфере социально-экономического развития и рынка труда, опубликованные в 2013–2020 гг. (всего изучено 33 доклада).

Мировая экспертная повестка в области развития навыков рассматривается в аналитическом материале Павла Сорокина со стажерами Юлией Матюненко и Татьяной Поповой. Акцент делается на возможных изменениях, вызванных пандемией коронавируса. Констатируя высокую актуальность «мягких навыков» (soft skills), мы фокусируемся на более узких (и частично пересекающихся с указанной выше категорией) умениях, особенно важных в контексте пандемии и ее ожидаемых последствий. Это навыки «агентности» (способности к проактивному воздействию на социальную среду) и поддержания здоровья. Проанализированы 25 докладов ведущих международных организаций (ОЭСР, Всемирного банка, ЮНЕСКО) и экспертных центров (Future Science Platforms, Data Science Platform и др.), опубликованных в течение последних восьми лет.

Тем же авторским коллективом подготовлен выпуск № 27 Мониторинга экономики образования, где приводится анализ трендов и вызовов, оказывающих влияние на систему образования. Рассматривается степень соответствия трансформационных процессов, обсуждаемых в экспертном дискурсе, современным реалиям и задачам в  области образования в период пандемии коронавируса. Проанализированы 25 докладов ведущих международных организаций (ОЭСР, Всемирный Банк, ЮНЕСКО) и экспертных центров (Future Science Platforms, Data Science Platform), опубликованных в течение последних восьми лет.

Наконец, аналитический материал выпуска №26 посвящен навыкам как ожидаемым результатам обучения предпринимательству в вузах. Павел Сорокин, Александр Повалко и Светлана Черненко отмечают, что сегодня отсутствует согласованное понимание того, какие навыки необходимо развивать будущим предпринимателям, а академические работы не поспевают за развитием реальных инициатив на практике. Для изучения международного опыта рассматриваются программы по обучению предпринимательству в ведущих университетах, занимающих верхние позиции в мировых рейтингах. В качестве примера российской практики рассматривается курс, реализуемый при поддержке Российской Венчурной Компании (РВК).

С этими и другими докладами, подготовленными сотрудниками Центра развития навыков и профессионального образования, можно ознакомиться подробнее по ссылкам выше или на сайте МЭО.