• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Парадокс о низкой отдаче на образование в России объяснен: исследования российского ученого вызвали большой резонанс в международном поле

6 октября в Институте образования состоялся семинар "Отдача от образования в России на фоне международных сопоставлений: высокая или низкая?".



На семинаре были представлены и обсуждены результаты резонансного исследования доктора экономических наук Ростислава Исааковича Капелюшникова, который эмпирически доказал необоснованность распространенного в российской и зарубежной научной среде стереотипа о низкой отдаче на образование в России. Особенность подхода Ростислава Исааковича Капелюшникова в том, что он использовал полный набор доступных эмпирических данных о динамике отдачи на высшее образование в России в 21 веке, преодолев доминирующую тенденцию строить анализ преимущественно на данных обследования RLMS (Russia Longitudinal Monitoring Survey). Ростислав Исаакович Капелюшников показал отсутствие оснований говорить, как об уровне отдаче на образование в России «ниже среднего по миру», так и о ее тенденции к снижению.

В дискуссии в рамках семинар приняли участие известные российские и зарубежные исследователи. Основным дискуссантом выступил Харри Патринос, руководитель практики образования во Всемирном Банке и один из наиболее цитируемых в мире специалистов по вопросам отдачи на образование. Дело в том, что результаты исследования Ростислава Исааковича позволяют увидеть в новом свете тот феномен, которые как раз работы Всемирного Банка характеризуют как «низкая отдача на образование в России». Свой вклад в дискуссию также внесли известные экономисты, исследователи из партнерских организаций рамках проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»: Татьяна Львовна Клячко (РАНХиГС), Алексей Васильевич Тебекин (МГИМО) Елена Алексеевна Бренделева (МГИМО). Дискуссия показала важность новых шагов в обсуждении вопроса об отдаче на образование в России, включая, во-первых, проблемы дифференциации отдачи (в том числе, по регионам, а также по отраслям и профессиям), во-вторых, вопросы о возможном влиянии на отдачу от образования факторов более широкой экономической конъюнктуры.

В своем комментарии проректор ВШЭ Лилия Николаевна Овчарова отметила важность использования широкой палитры данных для комплексного рассмотрения проблематики исследований НЦМУ и поддержала предложение Харри Патриноса о проведении в будущем специальной конференции, связанной с вопросами об отдаче на образование, а также его вкладом в социально-экономическое развитие. Ждем продолжения дискуссии.

Returns to Education in Russia in the international context (PPTX, 1.14 Мб) 

Семинар проводится в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

The seminar is organized in the framework of a research grant funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (grant ID: 075-15-2020-928).