Неформальное обучение предпринимательству в России: состояние и перспективы

Новый выпуск «Современной аналитики образования» посвящен теме: «Неформальное обучение предпринимательству в России: классификация и сравнение с мировым опытом».

Авторы исследования (П.С.СорокинЮ.А.ВятскаяА.Б.Повалко) рассмотрели одну самых малоизученных тем: неформальный сектор обучения предпринимательству (программы, курсы и прочие инициативы, связанные с обучением предпринимательству и реализуемые за пределами основных образовательных программ вузов и организаций среднего профессионального образования) в России и в контексте зарубежного опыта. 

В материале изучено 45 образовательных курсов по предпринимательству — «открытых инициатив» (бесплатных и доступных для всех граждан России); также были рассмотрены 55 вебинаров для начинающих предпринимателей. «Открытые инициативы» и вебинары анализировалось по 5 критериям: подход к оценке образовательных результатов, формат (онлайн/очный); целевая аудитория; содержательная ориентация на обучение конкретным типам предпринимательства; инициаторы образовательного проекта; потенциал образовательных инициатив. 

Результаты исследования показали, что подавляющее большинство «открытых инициатив» и вебинаров реализуется в онлайне. Проблема оценивания образовательных результатов стоит для неформального сектора довольно остро, кроме того, большинство инициатив не имеют направленности на определенные целевые аудитории, что характерно и для вебинаров. Большинство курсов и вебинаров направлены на рутинное предпринимательство, роль социального и инновационно-технологического значительно ниже. 

Несмотря на то, что поле неформального сектора находится за рамками вузов, роль университетов (не только в России, но и в мире) оказывается востребованной на этом рынке, многие вузы запускают образовательные программы по предпринимательству.

Работа подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (номер соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

Ознакомиться с работой можно по ссылке.