Академическое самоубийство: сценарии отсева в российской аспирантуре

Сауле Бекова в своем новом исследовании о том, почему аспиранты принимают решение оставить обучение

Академическое самоубийство: сценарии отсева в российской аспирантуре

Новое исследование научного сотрудника Центра социологии высшего образования Сауле Бековой опубликовано в журнале "Вопросы образования". Отсев из аспирантуры — одна из самых обсуждаемых сегодня проблем в высшем образовании. Исследований на эту тему в России мало, по большей части они являются прикладными и не предлагают теоретических подходов к изучению отсева из аспирантуры. Наиболее распространенный в западных исследованиях теоретический подход к анализу отсева из университета — концепция академического самоубийства В. Тинто, которая базируется на теории Э. Дюркгейма. Однако Тинто опирается в разработке своего подхода на описание лишь одного типа академического самоубийства — эгоистического. В данной работе автор предлагает комплексное использование подхода Э. Дюркгейма, демонстрируя возможности применения всей типологии для анализа сценариев отсева из аспирантуры. На базе интервью с аспирантами, не дошедшими до защиты диссертации, выделяются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются респонденты, и предложены рекомендации для вузовской аспирантуры по преодолению проблемы отсева.

"... они мне сказали, что у них KPI строится из количества защитившихся, и они уверены, что я не успею провести поле и давай-ка ты лучше по-хорошему напишешь [заявление] по собственному.

Аспирантура стала такой ярмаркой отчетов. Хотелось бы меньше административного гнета из разряда «пятьдесят страниц диссертации в первые полгода.

...есть научное сообщество, почтенные люди, и они не будут просто так собираться, слушать всякую ересь. У нас даже была такая шутка, что надо, перед тем как выступить, сказать почтенной публике: Извините, что я к вам обращаюсь.

Из интервью с информантами

Полный текст статьи на сайте журнала "Вопросы образования"


 

Бекова Сауле Каэржановна

научный сотрудник Центра социологии высшего образования