• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Мир изменился — без сложных навыков не обойтись

Навыки 21-века систематизированы в докладе Международного консорциума университетов при поддержке фонда «Вклад в будущее». Универсальные компетентности должны не заменять, а усиливать предметные знания. Школе в новых условиях, как никогда, нужно развивать универсальные компетентности и новую грамотность, чтобы они переплетались с предметными знаниями.

«Теперь это не пожелание, а необходимость», – заявил Исак Фрумин во время дискуссии на Московском международном салоне образования. Там был представлен международный доклад консорциума университетов, лидером которого был Институт образования НИУ ВШЭ. Работа продолжалась несколько лет, но теперь выводы особенно резонируют с происходящим.

Мы говорили о том, что изменчивый мир требует критического мышления, креативности, коммуникации, кооперации. И сегодня видим "шок усложнения". Необходимо принимать решения в новой ситуации. Мир резко изменился настолько, что без сложных универсальных навыков, усиливающих знания, больше не обойтись.

Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Института образования

Результаты работы на докладом «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности» представили редактор доклада, главный эксперт Института образования Мария Добрякова, исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Петр Положевец, ректор МГПУ Игорь Реморенко, научный руководитель Инобра Исак Фрумин, а всего над докладом работали 20 исследователей из девяти стран. Это масштабное изучение и систематизация практик государств-лидеров в школьном образовании. Институт образования ВШЭ вместе с МГПУ анализировал российский опыт. Опрошены учителя из 85 регионов России, родители из Москвы и Московской области.

Главы по отдельным странам имеют приблизительно одинаковую структуру: показано, как происходит переход к программам с акцентом на навыках 21 века и новой грамотности, роль различных заинтересованных сторон в этом процессе. Много внимания уделено практике: как меняются образовательные стандарты, методики, квалификация педагогов, учебники, система оценки.

Добрякова Мария Сергеевна
Главный эксперт Института образования

Она назвала принципиальным достижением работы «объяснительную рамку, которая позволяет легко разобраться во всем многообразии видов компетентностей и грамотностей». Всего авторы доклада проанализировали более 180 подходов к описанию компететностей, чтобы представить универсальные в виде четырех блоков: компетентность мышления для решения интеллектуальных задач; компетентность взаимодействия с другими людьми, компетентность управления собой и универсальная (инструментальная) грамотность; их дополняет специальная предметная грамотность (знания о современных сферах жизни). Авторы доклада подчеркивают: необходимо, чтобы основные дисциплинарные знания дополнялись в современной школе такими компетентностями и грамотностью. 

Сегодня авторы завершают работу над двумя продуктами на базе доклада – практическими рекомендациями для учителей и родителей.