Академическое чтение: почему студенты не читают научные статьи?

Чтение - это важное академическое умение, влияющее на результаты обучения студентов в вузе, на степень их участия в учебном процессе и на качество исследовательских работ.  Но преподаватели университетов отмечают, что студенты испытывают трудности в процессе чтения, особенно, когда дело касается научной литературы. Екатерина Андреевна Пестрикова, аспирантка и аналитик Центра поддержки цифрового обучения, изучила эти трудности в ходе своего диссертационного исследования под руководством М.А. Лытаевой, а также представила промежуточные результаты на Международном педагогическом конгрессе “Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформация. Ресурсы” в Калининграде.

A person sitting on a set of stairs

A person sitting on a set of stairs
Photo by Nastia Petruk on Unsplash

Причины трудностей студентов активно исследуются в зарубежной повестке, но, как отмечает Екатерина, нет принятой классификации трудностей и представлений о том, на какой стадии процесса чтения они появляются. Еще одно важное ограничение состоит в том, что зарубежные исследования, в основном, сосредоточены на изучении чтения на иностранных языках, тогда как проблематика чтения на родном языке остается практически неизученной. В зарубежных исследованиях акцент делается, в основном, на изучении восприятия текстов студентами, для которых английский является вторым иностранным языком. В российском контексте проблемы развития навыка академического чтения рассматриваются, в основном, со стороны влияния чтения на развитие других академических навыков. 

В ходе своего исследования Екатерина провела онлайн-опрос студентов НИУ ВШЭ, в котором приняло участие 2231 студентов 1 курса разных направлений обучения. Данные опроса позволили определить основные трудности академического чтения и соотнести их с когнитивными этапами согласно модели когнитивных процессов чтения X. Халифа и К. Дж. Вейр. В ходе опроса были выделены  шкалы трудностей, связанные с лингвистическими особенностями текста, смыслом и содержанием, влиянием чтения на образовательный процесс. Все шкалы имеют отличную надежность, дискриминативность и показатели стандартного отклонения около единицы, что говорит о разбросе мнений.

Согласно результатам опроса наибольшую трудность представляет большой объем текста, термины/специальная лексика, а также отсутствие профильных знаний по теме. Последняя трудность напрямую сказывается на умении студентов определять стратегию чтения (чтение с общим охватом содержания, выборочным или полным пониманием). Основную трудность в аспекте владения академическими умениями представляет умение понимать специальную лексику/терминологию. Невыполнение студентами заданий по обязательному чтению сказывается, по их мнению, на возможности получения высокого балла и качестве исследовательских/письменных работ.

Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны для преподавателей, так как знание и понимание трудностей академического чтения может помочь выстроить более эффективную стратегию их преодоления и тем самым повысить эффективность образовательного процесса.