Об исследовании
Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют.
Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования.
Исследование даст возможность изучить влияние широкого набора факторов на школьную неуспешность. Лонгитюдная структура исследования позволит изучить долгосрочные эффекты этих факторов.
Исследование даст политикам, исследователям, учителям и родителям подробную информацию о детском школьном опыте в критически важный период, и его влиянии на последующее развитие и образование, поможет понять, какие условия должны быть созданы в школе и семье для наиболее успешного обучения детей.
Цель
Cоздание уникальной эмпирической базы по широкому набору показателей для изучения факторов, влияющих на разные аспекты школьной неуспешности.
Исследование в школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области началось осенью 2022 года (первая волна) и продолжается в данный момент. Осенью 2023 года проведен сбор данных второй волны.
Задачи
Разработка, пилотаж, модификация инструментария (онлайн-анкет для школьников, родителей, учителей) для измерения школьной неуспешности, характеристик успешных и неуспешных обучающихся (самостоятельность, самоэффективность, учебная мотивация, субъективное благополучие) и факторов, влияющих на школьную неуспешность (характеристики семьи и школы, характеристики опыта учащихся в пределах и за пределами школы).
Проведение опросов школьников (обучающиеся 1-х и 4-х классов в первую волну, 2-х и 5-х классов во второую волну) для измерения показателей школьной неуспешности, характеристик неуспешных обучающихся (самостоятельность, самоэффективность, учебная мотивация, субъективное благополучие, школьная тревожность и др.) и факторов, влияющих на школьную неуспешность (характеристики семьи и школы, характеристики опыта учащихся в пределах и за пределами школы)
Проведение опросов родителей школьников, учителей, педагогов-психологов и сбор контекстной информации от школ (для измерения факторов, которые могут влиять на школьную неуспешность.
Проведение интервью с родителями, учителями, педагогами-психологами.
Организаторы исследования
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Центр исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Центр психометрики и измерений в образовании
Партнеры
Дорожная карта
-
2022 год
– Разработана программа исследования, спроектирован дизайн, подготовлен инструментарий, собрана первая волна данных
-
2023 год
– Модифицирован инструментарий, собрана вторая волна данных, проведен анализ первой волны, подготовлен ряд публикаций
Мероприятия проекта
3 декабря 2022 года
Детство и среда обучения: онлайн-фестиваль для родителей
24 мая 2023 года
Неуспешность учащихся начальной школы глазами учителей и родителей. Семинар «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление
28 октября 2023 года
Нижегородская ярмарка школьных практик «Быть, а не казаться»
Команда проекта
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Директор Центра исследований современного детства
Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Младший научный сотрудник
Руководитель проекта, научный руководитель Центра исследований современного детства
Департамент образовательных программ: Доцент
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Менеджер
Институт образования НИУ ВШЭ: Аспирант
Центр психометрики и измерений в образовании: Аналитик
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь
Публикации
- Bochaver A.A., Akhmedjanova D.R., Bayramyan R.M., Fomicheva E.V. Initial Psychometric Properties of the Parental Stress Scale Examined on a Sample of Russian Mothers. Frontiers in Psychology. Volume 14 - 2023 | https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1202401
- Бочавер А.А., Михайлова О.Р. Выгорание школьников: адаптация опросника на российской выборке. Вопросы Образования, 2023, 2, https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-70-100
- Овакимян Е.В., Байрамян Р.М., Исаева О.М., Осипова О.С. Результаты качественного исследования представлений учителей и родителей учащихся начальной школы о профилактике и преодолении школьной неуспешности учащихся // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 46–56. https://doi.org/10.17759/pse.2023280504
- Нисская А.К., Ахмеджанова Д.Р., Байрамян Р.М., Лизунова Е.Г. Связь раннего образовательного и семейного опыта с академическими результатами детей в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 70–84. https://doi.org/10.17759/pse.2023280506
- Косарецкий С.Г., Бочавер А.А., Овакимян Е.В. Школьная неуспешность: Панорамный обзор в 360 градусов на материале Нижегородской области // EdExpert, 2023 https://edexpert.ru/shkolnaya-neuspeshnost?ysclid=lqgkg9v275921106234
Конференции
- Kanonire, T., Akhmedjanova, D., & Zakharov, A. (2023, July 5th – 8th). The relationship of subjective well-being and self-efficacy with academic achievement of fourth grade children: A moderation effect [Paper presentation]. 44th Annual Conference of the International School Psychology Association, Italy.
- Ахмеджанова, Д.Р., Бочавер А. А., Байрамян, Р. М. (2023, 17–22 апреля). Дети и родители в образовательном контексте: благополучие как ценность. [Симпозиум]. XXIII Международный педагогический конгресс, Калининград, РФ.
- Ахмеджанова, Д. (2023, 4–5 апреля). Социальная и самостоятельная регуляция обучения: пример семейного обучения и традиционной школы. [Симпозиум]. XIV Международная научно-практическая конференция Подросток в Мегаполисе, Москва, РФ.
- Akhmedjanova, D. (2023, October 3rd – 4th). Role of self-regulated learning and self-efficacy in predicting academic results of elementary school students in Russia: Mediation analysis. [Paper presentation]. The EduCon Istanbul – International Conference on Education, Turkey.
- Akhmedjanova, D. (2023, October 18th – 20th). Metacognition and academic achievement of middle school students: Bridge to neuroscience. Third International Conference on Social Neuroscience in Ecologically Valid Conditions, Moscow, Russia.