• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Об исследовании

Уникальное для России лонгитюдное исследование, посвященное изучению школьной неуспешности. С младшего школьного возраста и до окончания школы будут отслеживаться разные аспекты академической успешности, школьного благополучия детей и факторы, которые на них влияют. 

Исследование реализуется как междисциплинарное с участием когнитивных и возрастных психологов, медиков, психометриков, социологов и специалистов в области образования. 

Исследование даст возможность изучить влияние широкого набора факторов на школьную неуспешность. Лонгитюдная структура исследования позволит изучить долгосрочные эффекты этих факторов. 

Исследование даст политикам, исследователям, учителям и родителям подробную информацию о детском школьном опыте в критически важный период, и его влиянии на последующее развитие и образование, поможет понять, какие условия должны быть созданы в школе и семье для наиболее успешного обучения детей.

Цель

Cоздание уникальной эмпирической базы по широкому набору показателей для изучения факторов, влияющих на разные аспекты школьной неуспешности.

Исследование в школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области началось осенью 2022 года (первая волна) и продолжается в данный момент. Осенью 2023 года проведен сбор данных второй волны.

Задачи

Разработка, пилотаж, модификация инструментария (онлайн-анкет для школьников, родителей, учителей) для измерения школьной неуспешности, характеристик успешных и неуспешных обучающихся (самостоятельность, самоэффективность, учебная мотивация, субъективное благополучие) и факторов, влияющих на школьную неуспешность (характеристики семьи и школы, характеристики опыта учащихся в пределах и за пределами школы).

Проведение опросов школьников (обучающиеся 1-х и 4-х классов в первую волну, 2-х и 5-х классов во второую волну) для измерения показателей школьной неуспешности, характеристик неуспешных обучающихся (самостоятельность, самоэффективность, учебная мотивация, субъективное благополучие, школьная тревожность и др.) и факторов, влияющих на школьную неуспешность (характеристики семьи и школы, характеристики опыта учащихся в пределах и за пределами школы)

Проведение опросов родителей школьников, учителей, педагогов-психологов и сбор контекстной информации от школ (для измерения факторов, которые могут влиять на школьную неуспешность.

Проведение интервью с родителями, учителями, педагогами-психологами.

Партнеры

Дорожная карта

  • 2022 год

    – Разработана программа исследования, спроектирован дизайн, подготовлен инструментарий, собрана первая волна данных

  • 2023 год

    – Модифицирован инструментарий, собрана вторая волна данных, проведен анализ первой волны, подготовлен ряд публикаций

  • 2024 год

    – Проводится анализ первых двух волн данных, готовятся публикации и готовится сбор третьей волны данных

Мероприятия проекта

3 декабря 2022 года

Детство и среда обучения: онлайн-фестиваль для родителей

24 мая 2023 года

Неуспешность учащихся начальной школы глазами учителей и родителей. Семинар «Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление

28 октября 2023 года

Нижегородская ярмарка школьных практик «Быть, а не казаться»

17 апреля 2024 года

Ассамблея РАО

25 апреля 2024 года

Объединенный научный семинар стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста», тема: «Междисциплинарные исследования школьной неуспешности: перспективы для науки и образовательной практики»

Команда проекта

Косарецкий Сергей Геннадьевич

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра

Бочавер Александра Алексеевна

Директор Центра исследований современного детства

Антипкина Инна Вениаминовна

Центр психометрики и измерений в образовании: Научный сотрудник

Керша Юлия Дмитриевна

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Младший научный сотрудник 

Поливанова Катерина Николаевна

Руководитель проекта, научный руководитель Центра исследований современного детства

Ахмеджанова Диана Рафаильевна

Департамент образовательных программ: Доцент

Байрамян Роксана Мамиконовна

Центр исследований современного детства: Научный сотрудник

Волгина Екатерина Александровна

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Менеджер

Королева Яна Павловна

Институт образования НИУ ВШЭ: Аспирант

Самодерженков Андрей Николаевич

Центр психометрики и измерений в образовании: Аналитик

Фомичева Елизавета Владимировна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Лизунова Евгения Геннадьевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Сухова Елизавета Сергеевна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Аверкиева Елизавета Вячеславовна

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Азим Симе

Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь

Публикации

Конференции

  • Bochaver A. (2024, May 20th-24th). School bullying as a communal coping with stress of school community. Conference of the International Society of Theoretical Psychology "Theory as engagement", Belgrade, Serbia. 
  • Kanonire, T., Akhmedjanova, D., & Zakharov, A. (2023, July 5th – 8th). The relationship of subjective well-being and self-efficacy with academic achievement of fourth grade children: A moderation effect [Paper presentation]. 44th Annual Conference of the International School Psychology Association, Italy.
  • Ахмеджанова, Д.Р., Бочавер А. А., Байрамян, Р. М. (2023, 17–22 апреля). Дети и родители в образовательном контексте: благополучие как ценность. [Симпозиум]. XXIII Международный педагогический конгресс, Калининград, РФ.
  • Ахмеджанова, Д. (2023, 4–5 апреля). Социальная и самостоятельная регуляция обучения: пример семейного обучения и традиционной школы. [Симпозиум]. XIV Международная научно-практическая конференция Подросток в Мегаполисе, Москва, РФ.
  • Akhmedjanova, D. (2023, October 3rd – 4th). Role of self-regulated learning and self-efficacy in predicting academic results of elementary school students in Russia: Mediation analysis. [Paper presentation]. The EduCon Istanbul – International Conference on Education, Turkey. 
  • Akhmedjanova, D. (2023, October 18th – 20th). Metacognition and academic achievement of middle school students: Bridge to neuroscience. Third International Conference on Social Neuroscience in Ecologically Valid Conditions, Moscow, Russia.